Дзидайгэки (яп. 時代劇) — японская историческая драма, сценический и кинематографический жанр в Японии, также называемый «костюмно-историческим». Произведения в данном жанре, как правило, посвящены периоду Эдо, т.е. временам правления клана Токугава (1603-1868 гг.), хотя встречаются сюжеты, охватывающие и более ранние исторические периоды, например, период Хэйан. Дзидайгэки рисует жизнь самураев, ремесленников, крестьян выбранного периода, поэтому иногда этот жанр путают с жанром самурайского боевика — тямбара. При этом, традиционно разделяют картины о жизни, быте и нравах рядовых японцев, в основном горожан — сёсимингэки, а также о женщинах — дзёсэйэйга.
В области драматургии создателем дзидайгэки считается Тикамацу Мондзаэмон. В кинематографе этот жанр возник практически вместе с возникновением в Японии кинематографа и вплоть до введения цензуры накануне войны и затем участия Японии во Второй мировой войне переживал свой золотой период. Второй плодотворный период дзидай-геки начался с окончанием американской оккупации Японии в начале 50-х годов, когда выпускалось по сотне фильмов в год этого жанра.
С конца 1950-х - начала 1960-х гг. жанр претерпевает изменения, и на смену веселым, музыкальным, развлекательным фильмам для всей семьи приходят серьезные фильмы с оттенком социальных драм. В это время уже т.н. новая волна режиссеров вносит свой вклад в его развитие. Есть мнение, что жанр развивался до конца 1960-х годов. Примерно в это время телевидение начало вытеснять по популярности большой экран и, соответственно, очень многие ведущие актеры и режиссеры, работавшие в этом жанре, сосредоточились на многосерийных ТВ постановках. Однако и в 1970-е годы выходило немало фильмов дзидайгеки, оставивших свой след в японском и мировом кинематографе. В 1980-х и начале 1990-х гг. были поставлены крупные драмы о выдающихся правителях - полководцах эпохи Сэнгоку-дзидай: Куросава ("Кагемуся: Тень воина", 1980 г., и "Ран", 1985 г.)
"Кагемуся: Тень воина", 1980, США, Япония, р. Акира Куросава
"Ран", 1985, Франция, Япония, р. Акира Куросава
Дзидайгеки популярен и сегодня, но уже давно не является ведущим жанром японского кинематографа, с которого начинался большой экран и благодаря которому мировую известность приобрели такие выдающиеся режиссеры, как, например, Куросава, Кинугаса, Мидзогути, Мисуми, Гося и Фукасаку.