Наш опрос

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КИНО СОСТАВИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАЛЬНОЙ ИСТОРИИ?
Всего ответов: 1905


НА ГЛАВНУЮ


НОВОСТИ САЙТА


Смотрите на Экранах Страны


ТРЕЙЛЕРЫ


РЕЦЕНЗИИ


НОВЫЕ РЕЛИЗЫ


ЗАРУБЕЖНЫЕ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

СЕРИАЛЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ


Форма входа

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

widgeo.net
РЕКЛАМА
OZON.ru
Первое торрент телевидение




Вторник, 26.11.2024, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS
ИСТОРИЧЕСКОЕ КИНО
Главная | Регистрация | Вход
Кинолениниана


В кино образ вождя трудящихся, основателя первого в мире социалистического государства и Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленина был впервые запёчатлён советскими документалистами. Известны следующие прижизненные съёмки товарища Ленина: после празднования 1 Мая 1918 г. на Ходынском поле в Москве; во время прогулки в Кремле по выздоровлении после ранения (октябрь 1918 г.); на открытии временного памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции и мемориальной доски борцам за революцию на Кремлёвской стене (7 ноября 1918 г.); во время выступления с балкона Моссовета на митинге протеста против убийства К. Либкнехта и Р. Люксембург (19 января 1919 г.); на похоронах М. Т. Елизарова в Петрограде (13 марта 1919 г.) и Я. М. Свердлова в Moскве (18 марта 1919 г.); на Красной площади (1 мая 1919 г.); на улице у здания, где проходил 1-й съезд по внешкольному образованию (6 мая 1919 г.); на празднике Всевобуча на Красной площади (25 мая 1919 г.); на военном параде на Красной площади (7 ноября 1919 г.); во время беседы с американским журналистом Л. Эйром (февраль 1920 г.); на закладке памятника К. Марксу в Москве (1 мая 1920 г.); во время выступления на Пречистенской набережной в Москве по поводу закладки памятника "Освобождённый труд" (1 мая 1920 г.); во время выступления на митинге, посвященном закладке памятника К. Либкнехту и Р. Люксембург, на площади Урицкого в Петрограде и на 2-м конгрессе Коминтерна в Петрограде (19 июля 1920 г.); в дни работы 2-го конгресса Коминтерна в Москве (июль - август 1920 г.); на заседании 3-го конгресса Коминтерна в Москве (июнь - июль 1921 г.); во время беседы во дворе Кремля с американским экономистом П. П. Христенсеном (28 нояб. 1921 г.); с группой делегатов в дни работы 4-го конгресса Коминтерна в Москве (13 ноября 1922 г.).

Ленина снимали первые советские операторы (Ф. Вериго-Даровский, А. Ф. Винклер, Г. В. Гибер, П. В. Ермолов, Ю.А. Желябужский, С. П. Забозлаев, Н. Ф. Козловский, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг, П. К. Новицкий, Э. К. Тиссэ) и зарубежные (В. Кьюбс и др.) для различных киновыпусков и киножурналов. С помощью различных точек съёмок, ракурсов и композиции кадра они стремились подчеркнуть самое характерное во внешнем облике Ленина и одновременно создать обобщённый образ вождя революции. Киносъёмки Ленина стали источником вдохновения для многих художников, писателей, артистов. Эти кадры легли в основу ряда документальных фильмов: "Ленинская Кино-Правда" (1925 г.), "Три песни о Ленине" (1934 г.) - оба реж. Д. Вертова, "Владимир Ильич Ленин" (1948, реж. М. И. Ромм, В. Н. Беляев), "Живой Ленин" (1960, реж. Ромм, М. Е. Славинская), "Три весны Ленина" (1964, реж. Л. М. Кристи), "Ленин. Документы, факты, воспоминания" (1970, реж. Кристи) и др. 

Большой вклад внесли работники научно-популярного кино. Так, сценарист Г. Е. Фрадкин и режиссер Ф. А. Тяпкин создали трилогию "Рукописи Ленина" (1960 г.), "Знамя партии" (1961 г.), "Ленин. Последние страницы" (1963 г.), в которой сделана попытка проследить ход ленинской мысли. По сценарию Фрадкина поставлен фильм "Ленин в канун Октября" (1974 г.) и "Ленин. Последнее подполье. (Рассказывает М. В. Фофанова)" (1975 г.) - оба реж. А. Л. Цинемана. 

С использованием опыта хроник, съёмок связана и первая попытка воспроизвести образ Ленина в игровом кино. В 1919 г. режиссер В. Р. Гардин и оператор Левицкий сняли одну из актёрских сцен агитфильма "Девяносто шесть" на Красной площади в момент выступления Ленина с грузовика. Детская картина "Как Петюнька ездил к Ильичу" (1925 г.) завершалась документальными съёмками похорон Ленина. Обращение советских кинематографистов к образу Ленина было одним из наиболее стимулирующих и высоких моментов в истории советского кино. Документальные кадры похорон Ленина использованы также в фильме Я. А. Протазанова "Его призыв". В фильме "Октябрь" (1927 г.) С. М. Эйзенштейн сделал первую попытку средствами игрового кино воссоздать на экране образ Ленина. В сцене встречи Ленина на Финляндском вокзале на броневике в лучах прожекторов появлялась фигура вождя, окружённая тысячной толпой, - знаменитый кадр, достоверный, как документ, и выразительный, как плакат. 


 "Октябрь", 1927, СССР, р. Сергей Эйзенштейн 

В последующем развитии кинолениниана отражала, концентрировала в себе основные тенденции советского кино, влияя, в свою очередь, на его тематику, поэтику и стиль. Если в фильме "Октябрь" Ленин выступал как центр эпической композиции, его образ оставался частью поэтической картины борьбы революционных масс, то в 1930-е гг. акцент в творческих поисках кинематографистов переносится на раскрытие индивидуального характера. Появившиеся на советском экране образы Чапаева и Максима, Полежаева и Щорса, Шахова и Соколовой подготовили создание образа Ленина в фильме "Ленин в Октябре", 1937 г., и "Ленин в 1918 году", 1939 г. (актёр Б. В. Щукин), "Человек с ружьём", 1938 г. (актёр М. М. Штраух) и др. Используя накопленный советским кино опыт изображения человека революции на крупном плане - в неповторимости его "живой индивидуальности", А. Я. Каплеру, М. Ромму, Н. Ф. Погодину, С. И. Юткевичу, Б. В. Щукину, М. М. Штрауху удалось создать образ Ленина, органически соединяющий в себе исторический масштаб личности вождя великой революции и душевность "самого человечного человека". Умение всегда быть с массами, выражать и организовывать их волю, поднимать жизненные интересы человека труда на уровень партийной программы и политики, органически соединяя революционную мысль и действие, - эти качества Ленина нашли яркое художественное воплощение в лучших фильмах киноленинианы, созданных в 1930-е гг. 


"Ленин в Октябре", 1937, СССР, р. Михаил Ромм



"Ленин в 1918 году", 1939, СССР, р.  Михаил Ромм



 "Человек с ружьём", 1938, СССР, р. Сергей Юткевич

При всей разности актёрских индивидуальностей Б. В. Щукина и М. М. Штрауха замыслы художников близки в главном - в глубине проникновения в великий образ. В других лентах - "Выборгская сторона" (1939, реж. Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг), "Яков Свердлов" (1940, реж. С. И. Юткевич), "Его зовут Сухэ-Батор" (1942, реж. А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц) - ленинская тема возникала в кульминационные для героев моменты их жизни. 

Начиная с 1950-х гг. активизация исследовательского аналитического начала в советском кино получает своё выражение в успешных попытках показать движение мысли Ленина, отражающей ход истории и влияющей на историю. Особенно характерны в этом смысле фильмы "Рассказы о Ленине" (1958 г.) и "Ленин в Польше" (1966 г.) - оба реж. С. И. Юткевича (М. М. Штраух в гл. роли) и "Синяя тетрадь" (1964 г.), реж. Л. А. Кулиджанов (М. П. Кузнецов в роли Ленина). 


"Рассказы о Ленине", 1957, СССР, р. Сергей Юткевич



"Ленин в Польше", 1966, СССР, р. Сергей Юткевич



"Синяя тетрадь", 1963, СССР, р. Лев Кулиджанов

В стремлении к достоверности, граничащей с документализмом, - в духе творческих исканий кинематографа 1960-х гг. - режиссер Ю. Ю. Карасик, сценарист М. Ф. Шатров и актёр Ю. И. Каюров максимально приблизили свой фильм "Шестое июля", рассказавший о драматическом эпизоде в истории Советского государства - мятеже левых эсеров 6 июля 1918 г., к исторической хронике, открывая новые возможности обогащения и развития иск-ва киноленинианы. 


"Шестое июля", 1969, СССР, р. Юлий Карасик

В фильмах "Сердце матери" (1966 г.) и "Верность матери" (1967 г.) - оба реж. М. С. Донского рассказано о М. А. Ульяновой, матери В. И. Ленина (в роли Ленина - артист Р. Р. Нахапетов), об атмосфере любви и дружбы в семье Ульяновых. 


"Сердце матери", 1965, СССР, р. Марк Донской


"Верность матери", 1967, СССР, р. Марк Донской

В 1981 вышел фильм "Ленин в Париже" (реж. С. И. Юткевич), воскресивший на экране время пребывания Ленина во Франции в 1910-1912 гг., когда он создал школу в Лонжюмо, где готовились партийные кадры. Мыслящим глубоко и страстно, умеющим быть в споре гневным или ироничным, беспощадным или доброжелательным, но всегда искренним и безраздельно принципиальным стремились показать Ленина авторы фильма и актёр Ю. И. Каюров. 


"Ленин в Париже", 1981, СССР, р. Сергей Юткевич

Советское кино, обращаясь к ленинской теме, обнаруживало новые подходы к изображению истории и её переломного момента - революции, подходы, часто различные и тем не менее плодотворные.

Copyright MyCorp © 2024
Анализ сайта