Одна из специфических разновидностей исторического фильма — военное кино.
Военный фильм — исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приёмы и организацию боя. В центре художественной композиции военного фильма обычно находится сцена главного сражения (на суше, в воздухе, на море), съёмки которого сочетают широкие панорамные планы с крупными планами героев фильма, иногда - события, напрямую не связанные с боевыми действиями. Военные фильмы — одни из самых затратных жанров в кинематографе, поскольку часто требуют привлечения или изготовления военной техники, разрушения декораций, больших костюмированных массовок, сложных компьютерных эффектов и т.д. и т.п. Фильм любого жанра, использующий для фабулы военные события, в киноклассификации иногда обозначается двойными определениями: военно-исторический, военно-биографический, военно-приключенческий, военно-детективный, военно-лирический, военно-комедийный и т.д. и т.п.
Кинематограф во многом способствовал изменению отношения людей к войне, вынеся ее суровые реалии на всеобщее обозрение. Поначалу правительства неохотно разрешали показ подобных лент в военное время, опасаясь, что они могут подорвать боевой дух нации. Однако вскоре они осознали, что и хроника, и игровое кино могут быть с успехом использованы для мобилизации общественной поддержки проводимой политики.
Ранее кинематографисты не любили снимать фильмы на военную тему в основном из-за чрезвычайной дороговизны. Одним из первых художественных фильмов в жанре военного кино стала картина "Рождение нации" (1915 г.). Батальные сцены вроде тех, что присутствовали в этой киноэпопее Д. У. Гриффита о Гражданской войне в США, требовали сотен, даже тысяч статистов, и каждого из них надо было снабдить соответствующим костюмом и снаряжением.
"Рождение нации", 1915, США, р. Дэвид Уорк Гриффит
В целом батальные сцены, будь они из античности, средневековья или наполеоновской эпохи, весьма зрелищны. Тем не менее картины, посвященные тем или иным эпизодам военной истории, вроде "Ватерлоо", редко добивались кассового успеха. Одна из главных причин этого состоит в том, что публика зачастую не знакома с исторической обстановкой, на фоне которой разворачивается действие, и поэтому не может в полной мере сопереживать персонажам.
Военный фильм как жанр возник в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. В самой Европе игровых лент на военную тему было снято мало. Однако после вступления в войну США, в 1917 году, Голливуд приступил к массовому выпуску военных лент, призванных оправдать этот шаг в глазах общественности, возбудить ненависть к противнику и тем самым привлечь граждан на военную службу. Было снято большое количество военных фильмов, преимущественно, документальных, в русле пропаганды. Особой агрессивностью отличались картины "К дьяволу кайзера" и "Берлинское чудовище". Но все же большинство таких "патриотических" фильмов были сентиментальными мелодрамами. Например, картины "Маленькая американка" (1917 г.) и "Сердца, открытые миру" (1918 г.), где популярнейшие звезды Мэри Пикфорд и Лилиан Гиш доблестно противостояли "свирепым гуннам". Многие европейцы были не в восторге от того, как Голливуд, изображая первую мировую войну, пропагандировал идею о том, что победой союзники были обязаны исключительно американскому героизму. В 1918 г. появляется картина "На плечо!", режиссером котооой выступил Чарли Чаплин.
"На плечо!", 1918, США, р. Чарльз Чаплин
Лишь в послевоенное время стали появляться картины, более объективно отражавшие ход войны. Военные фильмы, появившиеся в 1920-е и 1930- гг., стараются подчеркнуть ужас и бессмысленность мирового вооруженного конфликта: "Большой парад" (1925 г.), "Какова цена славы?" (1926 г.). С началом в кинематографе эры звука появляются такие известные картины, как "На западном фронте без перемен" (1930 г.), "Западный фронт, 1918" (1930 г.), "Утренний патруль" (1930 г.), "Дорога к славе" (1936 г.).
"На западном фронте без перемен", 1930, США, р. Льюис Майлстоун
"Большой парад", 1925, США, р. Кинг Видор, Джордж У. Хилл
"Какова цена славы?", 1926, США, р. Рауль Уолш
"Западный фронт, 1918 год", 1930, Германия, р. Георг Вильгельм Пабст
"Утренний патруль", 1930, США, р. Ховард Хоукс
"Дорога к славе", 1936, США, р. Ховард Хоукс
Однако публика не желала, чтобы ей напоминали о только что пережитом, и вскоре возобладал авантюрно-приключенческий подход к военной теме. Особой популярностью пользовались фильмы, посвященные авиации. Прекрасными образцами фильмов, в процессе создания которых применялись новые технологии стали "Крылья" (1927 г.) и "Ангелы Ада" (1930 г.).
"Крылья", 1927, США, р. Уильям Уэллмен, Гарри д’Аббади д’Арраст
"Ангелы ада", 1930, США, р. Ховард Хьюз, , Эдмунд Гулдинг, Джеймс Уэйл
В конце 1930-х годов, когда над Европой снова стали сгущаться тучи, некоторые кинематографисты, например Жан Ренуар, попытались предостеречь современников, что цивилизация подошла к краю гибели, в таких картинах, как "Великая иллюзия" (1937 г.). Вскоре в Голливуде был снят ряд военных картин, призванных предупредить американцев о фашистской угрозе со стороны Германии и Италии. В числе лучших из них были шпионский триллер Алфреда Хичкока "Иностранный корреспондент" и сатирическая пародия Чарли Чаплина "Великий диктатор".
"Великая иллюзия", 1937, Франция, р. Жан Ренуар
"Иностранный корреспондент", 1940, США, р. Альфред Хичкок
"Великий диктатор", 1940, США, р. Чарльз Чаплин
Вторая мировая война 1939-1945 гг. способствовала появлению множества картин на военную тематику в странах, принимавших участие в этом конфликте - Германии, Италии, Японии, СССР, США и Великобритании. Практически все они имели пропагандистский подтекст. В 1939-1945 гг. кинематограф играл ключевую роль в формировании общественного мнения, хотя и находился под жестким контролем властей в государствах, захваченных агрессорами. Фильмы, выпущенные во вражеских странах, запрещались, и вся продукция кинопромышленности подвергалась жесточайшей цензуре. Более половины производственных мощностей киностудий было отведено под пропагандистскую документалистику и кинохронику, а остальные использовались для изготовления комедий и мелодрам, призванных поддерживать боевой дух нации.
На поток было поставлено создание военных фильмов в Голливуде. После нападения японцев на Перл-Харбор в 1941 году Америка также вступила в войну. Поскольку основные силы американцев были переброшены на ТВД, действие большинства голливудских военных картин разворачивалось на Тихом океане. Боевые действия на суше были отражены в таких фильмах, как "Батаан" (1943 г.) и "Гуадалканальский дневник" (1943 г.), а война на море и в воздухе стала центральной темой таких картин, как "Цель — Токио" (1943 г.) и "Тридцать секунд над Токио" (1944 г.). Впрочем, фильмы снимались и о других местах военных действий. Картины "Бессмертный сержант" (1943 г.) и "Сахара" (1943 г.) были посвящены компании в североафриканской пустыне, а фильм "Миссис Минивер" (1942 г.) обращался к теме дюнкеркской эвакуации и блицкрига, тогда как ленты "Операция в Северной Атлантике" (1943 г.) и "Спасательная шлюпка" (1943 г.) описывали войну на море. Многие из американских фильмов, снятых тогда на военную тематику были призваны сплотить американскую нацию перед лицом врага, который демонизировался.
В некоторых из американских фильмов всячески восхваливались союзники в борьбе против стран "Оси". Некоторые картины, например "Миссия в Москву" (1943 г.), были сняты, чтобы отдать должное военному вкладу Советского Союза, а в других прославлялось мужество народов, боровшихся с нацистами. К сожалению, фильмы Фрица Ланга "Палачи тоже умирают" (1943 г.) и Жана Ренуара "Эта земля моя" (1943 г.) не смогли в полной мере воссоздать атмосферу страха и подозрительности, царившую в оккупированной Европе. Вместо этого они попросту делали романтических героев из участников различных антифашистских движений Сопротивления.
Фильм "Касабланка", действие которого разворачивается в Северной Африке в 1942 году, был, наверное, самой популярной картиной периода Второй мировой войны. "Касабланка" и но сей день рассматривается большинством кинокритиков как один из величайших шедевров студийной эры Голливуда. Непринужденно соединив любовный роман, увлекательный сюжет, юмор, музыку и патриотические идеи, его создатели привлекли многих звезд. Зимой 1942/1943 года "Касабланка" как бы символизировала перелом в ходе боевых действий. Картина вышла на экран спустя считанные недели после освобождения самого города, где на следующий год состоялась международная конференция, на которой руководством союзников разрабатывались планы вторжения в Италию.
Заключительный этап войны получил отражение в таких голливудских картинах, как "История солдата Джо" (1945 г.) и "Прогулка на солнце" (1946 г.), где анализировались чувства союзников, наступавших на Германию.
После 1945 г. события Второй мировой войны по-прежнему оставались центральной темой для военного кино. Было выпущено несколько десятков тысяч фильмов, многие из которых носят драматический характер и сняты на основе опубликованных литературных произведений.
По мере возвращения ветеранов войны домой Америка наводнялась бесчисленными историями об их подвигах, многие из которых легли в основу таких игровых лент, как "Гордость морской пехоты" (1945 г.) и "Достать до неба" (1956 г.). Непреклонная решимость военнопленных продолжать борьбу с врагом была отражена в фильме "История замка Колдиц" (1954 г.). Шпионская деятельность военного времени была впервые раскрыта в таких картинах, как "Человек, которого не было" (1955 г.). Ряд фильмов послевоенного периода, например "Лучшие годы нашей жизни" (1946 г.) и "Мужчины" (1950 г.), были посвящены проблемам, с которыми пришлось столкнуться как инвалидам войны, так и здоровым ветеранам, пытающимся осмыслить пережитое и найти себя в мирной жизни. Такие картины затрагивали наиболее болезненные струны в душах зрителей.
К сожалению, надежды на то, что следующему поколению удастся избежать этого горького опыта, быстро развеялись с началом боевых действий в Северо-Восточной Азии - на Корейском полуострове. Корейская война стала первым в истории военным конфликтом, подробно освещавшимся по телевидению. В результате на эту тему было снято мало заслуживающих внимания кинолент, разве что картины Сэмюэля Фуллера "Примкнуть штыки" (1951 г.) и "Стальной шлем" (1951 г.).
К началу 1960-х годов стали появляться военные фильмы, сюжет которых не был основан на реальных событиях, и Вторая мировая война использовалась в них в качестве фона для развертывания вымышленных историй с элементами приключений: "Пушки с острова Наварон" (1961 г.) и др.
После нескольких лент, среди которых можно выделить "Герои Телемарка" (1965, реж. Энтони Манн), "Экспресс фон Райана" (1965, реж. Марк Робсон), "Тобрук" (1967, реж. Артур Хиллер), появился мастерски сделанный боевик Роберта Олдрича "Грязная дюжина" (1967 г.) о подготовке отряда для засылки в немецкий тыл и взрыва замка, в котором размещается штаб фашистов. Картина вызвала массу подражаний: "Охрана замка" (1968, реж. Сидни Поллак), "Когда орлы рискуют" (1969 г.) и "Герои Келли"(1970 г.) режиссера Брайана Хаттона, "Дьявольская бригада" (1968, реж. Эндрю Маклаглен - позже он сделал в 1978 году вторую, более легковесную серию этапного "Железного креста" и фильм "Морские волки" в 1980 году), "Орел приземлился" (1976, реж. Джон Стёрджес), "Операция "Рассвет" (1976, реж. Льюис Гилберт).
Не случайно, что в числе постановщиков такого рода лент - авторы вестернов, триллеров, боевиков с Джеймсом Бондом, одним словом, приключенческих картин. В событиях Второй мировой войны их интересовали, в основном, именно приключения, необычные ситуации. Лишь английскому режиссеру Джону Бурмену удалось добиться "высшего пилотажа" в жанре "военных боевиков" - "Ад на Тихом океане" (1968 г.) о напряженном поединке между летчиком американской морской авиации и японским морским офицером, которые оказались на острове в Тихом океане.
С другой стороны, появлялись крупные работы - психологические драмы, в которых был показан глубокий анализ войны как явления: "Мост через реку Квай" (1957 г.), "Иваново детство" (1962 г.).
Отдельное направление составили военные эпопеи - масштабные, грандиозные по размаху, эпические произведения о войне, снятые в почти что документальном стиле и сюжет которых был построен на крупнейших сражениях, случившихся во время различных войн: "Самый долгий день" (1962 г.), "Битва в Арденнах" (1965 г.), "Мост у Ремагена" (1968 г.), "Битва за Анцио" (1968 г.), "Битва за Британию" (1969 г.), "Сражение при Неретве (1969 г.), "Тора! Тора! Тора!" (1970 г.), "Мидуэй" (1976 г.), "Мост слишком далеко" (1977 г.), "Паттон" (1970 г.), "Мак-Артур" (1977 г.), а также "Ватерлоо" (1970 г.).
Не остались в стороне от эпического отображения военных событий и кинематографисты других стран ("Горит ли Париж?", 1966, реж. Рене Клеман, "Лодка", 1981, Вольфганг Петерсен; "Сталинград", 1992, реж. Йозеф Вильсмайер), включая социалистические ("Битва на Неретве", 1969, реж. Велько Булайич, "Сутьеска", 1973, реж. Степе Делич). Естественно, что наши режиссеры тоже создавали суперпостановки о Великой Отечественной войне (лидером в этом жанре стала эпопея "Освобождение", 1969-1972, реж. Юрий Озеров).
К концу 1970-х годов мода на масштабные ленты о Второй мировой войне все-таки пошла на убыль, вернее, тема оказалась исчерпанной.
Большинство произведений о войнах решается в жанре "военной драмы". Этот жанр наиболее распространен, имеет давнюю историю. Например, драмы о Второй мировой войне стали сниматься непосредственно еще во время войны: "...В котором мы служим" (1942, реж. Ноэл Коуард, Дэвид Лин), "Сахара" (1942, реж. Золтан Корда). Множество лент о боевых действиях появлялись и после войны: "Лис пустыни" (1951, реж. Хенри Хатауэй), "Моряки-летчики" (1951, реж. Николас Рей), "Отныне и во веки веков" (1953, реж. Фред Циннеман), "Мятеж на "Каине" (1954, реж. Эдвард Дмитрик), "Молодые львы" (1957, реж. Эдвард Дмитрик), "Нагие и мертвые" (1958, реж. Рауль Уолш), "В атаку!" (1956, реж. Олдрич) и "Холмы в гневе" (1959, реж. Олдрич). Более поздняя картина Олдрича "Запоздалый герой" (1970 г.), помимо отсылки к знаменитой книге "Смерть героя" Ричарда Олдингтона о первой мировой войне, явно намекала на войну во Вьетнаме, хотя рассказывала о судьбах молодых солдат во время акций на Филиппинах в годы Второй мировой войны.
Среди серьезных военных "драм" - "Прощай, оружие" (1957, реж. Чарльз Видор), "Тропы славы" (1958, реж. Стенли Кубрик), "За короля и отечество" (1964, реж. Джозеф Лоузи), все о Первой мировой войне; "Поезд" (1964, реж. Джон Франкенхaймер), "Война Мёрфи" (1970, реж. Питер Йейтс), "Железный крест" (1976, реж. Сэм Пекинпа), вызвавший неоднозначную и даже резко враждебную реакцию, "Счастливого рождества, мистер Лоуренс" (1982, реж. Нагиса Осима), "Империя солнца" (1986, реж. Стивен Спилберг), все о Второй мировой войне.
В голливудских фильмах отдельная тема была отдана Вьетнамской войне: "Зеленые береты" (1968 г.) и др. Наибольшим успехом пользовались реалистические (порой натуралистические), горькие, обнажающие если не всю правду, то ее весомую долю, острокритические драмы о войне во Вьетнаме. Верный тон задали "Охотник на оленей" (1978, реж. Майкл Чимино), "Апокалипсис сегодня" (1979, реж. Фрэнсис Форд Кополла) поведавшие об изломанных судьбах американских парней, отправленных в "ад на Земле". "Новая волна" в отображении этой темы захлестнула американское кино в середине 1980-х годов. Непосредственные участники войны во Вьетнаме говорили как бы об "окопной правде", о событиях с точки зрения обычного солдата, чаще новобранца. Мастера зрелищного кино, испытывающие потребность в философском осмыслении событий, продолжили линию Чимино и Копполы: режиссер Стэнли Кубрик снял очередную притчу о дегуманизации - "Цельнометаллическую оболочку" (1987 г.), Брайан Де Пальма удивил многих поклонников безжалостной картиной "Военные потери" (1989 г.), основанной на реальном факте изнасилования вьетнамской девушки взводом американских солдат. В жестокой, аутентичной, но более холодной манере поставлен фильм "Высота "Гамбургер" (1987, реж. Джон Эрвин).
Во многих фильмах на вьетнамскую тему показаны ужас и бессмысленность конфликта в Юго-Восточной Азии, проявления так называемого "вьетнамского синдрома" на индивидуальном уровне: "Таксист" (1976 г.), "Возвращение домой" (1978 г.), а также "Взвод" (1986 г.), "Рожденный четвертого июля" (1989 г.), "Небеса и земля" (1993 г.).
Видимо из-за резкого удорожания производства фильмов, а также по причине большого интереса к отдельной личности, небольшому подразделению, участвующим в сражениях, в 1980-е годы американцы не пытались ставить военные эпопеи о Вьетнаме. Да и в иных странах в этот период с масштабными картинами о войне не очень-то везло (кроме упоминавшейся "Лодки" можно назвать только "Галлиполи" австралийского режиссера Питера Уира, фильм 1981 года о Первой мировой войне).
Потрясение от войны во Вьетнаме оказалось настолько сильным, что у режиссеров не было охоты ставить "лихие боевики", наподобие "Зеленых беретов", непосредственно о боях во Вьетнаме. Однако появились приключенческие картины о послевоенных операциях по освобождению американских солдат, будто бы томящихся во вьетнамских лагерях ("Редкая отвага", "Пропавшие без вести на поле боя"). Но эти ленты, как и фильмы о террористических акциях наемников в разных частях света, с оговорками могут быть отнесены к жанру "военного фильма". Другое дело - насыщенные действием картины о региональных войнах, вооруженных конфликтах ("Псы войны", 1980, реж. Джон Эрвин, "Миротворец", 1997, реж. Мими Ледер и др.).
Ленты о военных столкновениях в Никарагуа и Сальвадоре ("Под огнем", 1983, реж. Роджер Споттисвуд, "Латиноамериканец", 1985, реж. Хаскелл Уэкслер, "Сальвадор", 1985, реж. Оливер Стоун) успели попасть даже в советский кинопрокат. Впечатляющий и трагический фильм "Поля смерти" (1984 г.) Роланда Жоффе (называемого "наследником Лина") рассказывает о геноциде в Кампучии. В 1986 г. вышла лента Клинта Иствуда "Гряда, где разбиваются сердца" о подразделении морских пехотинцев, участвовавших во вторжении на Гренаду.
Конечно, драмы о современных военных конфликтах снимались и в тех странах, которые были причастны так или иначе к ведущимся боям. Так, аргентинцы и англичане ставили ленты о войне на Мальвинских (Фолклендских) островах, а вьетнамцы посвящали многие картины прошедшим опустошительным смерчем по их территории сражениям, стали появляться наши ленты о войне в Афганистане. Даже в ЮАР был снят подражательный по отношению к "Взводу" фильм "Дозорный патруль" (1988, реж. Даррел Рудт) об отряде правительственных войск, борющихся с чернокожим населением.
Успех картины режиссера Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана" (1998 г.) возродил интерес Голливуда к теме Второй мировой войны. Появляются такие ленты как "Перл-Харбор" (2001 г.), "Враг у ворот" (2001 г.), представляющие яркий образец блокбастера. Глубоким психологизмом наполнена картина "Тонкая красная линия" (1998 г.).
"Спасти рядового Райана", 1998, США, р. Стивен Спилберг
"Перл Харбор", 2001, США, р. Майкл Бэй
"Враг у ворот", 2000, США, Германия, Великобритания, Ирландия, р. Жан-Жак Анно
"Тонкая красная линия", 1998, США, р. Терренс Малик
В 2000-е годы широкую известность получили сериалы на военную тематику: "Братья по оружию" (2001 г.), "Тихий океан" (2010 г.).
"Братья по оружию", 2001, США, Великобритания, р. Дэвид Фрэнкел, Микаэл Саломон
"Тихий океан", 2010, США, р. Джереми Подесва, Тимоти Ван Паттен, Дэвид Наттер
Множество военных фильмов освещают события вооруженных конфликтов современности.