Атмосфера захватывающих морских приключений в кино всегда манила зрителей, так что фильмы о пиратах никогда не теряли своей актуальности. За всю историю существования кино такие фильмы снимались практически во всех существующих жанрах. Пиратские саги были комедиями и драмами, экшенами и боевиками, а также анимациями и философскими притчами.
Начиная с самой первой картины, посвящённой пиратским приключениям, огромное внимание фильммейкеры уделяли костюмам, декорациям и прочим атрибутам, без которых атмосфера фильма не накатывала бы на зрителя огромной морской волной, перенося его в самое сердце романтических приключений.
Мода на пиратские фильмы сложилась в 1930-е годы, когда они были ещё чёрно-белыми, а их спецэффекты кажутся сегодня наивными. Однако их сюжеты до сих пор используются во всё новых и новых лентах. Самыми значительными среди них стали «Одиссея капитана Блада» (1935 г.) и «Бунт на корабле» (1935 г.). Сюжет второй картины завязывается вокруг команды корабля с остроумным названием «Баунти», которая подвергается физическим и моральным издевательствам капитана Блая и его помощников. Решившие прекратить этот беспредел, матросы поднимают бунт, в результате ссадив с корабля жестокого капитана. Однако с этого момента матросы не получают желанный покой, а их приключения только начинаются. Прекрасные съемки сражений и превосходная игра актеров, передающая весь накал страстей сделали этот фильм классикой. Он получил восемь номинаций на Оскар, однако получил только одну премию за «Лучший фильм». В 1984 г. появился ремейк фильма «Баунти» с Мэлом Гобсоном в главной роли.
Одним из первых фильмов, заложивших традицию пиратского колорита стал «Владетель Баллантрэ» (1953 г.). С первых кадров картина открывает перед зрителем великолепную пиратскую жизнь, местами, однако через чур её приукрашивая. Главного героя играет одна из легенд холливудского кинематографа Эррол Флин. Классика жанра, когда прелестные дамы в шикарных платьях, блистают драгоценностями, не давая покоя мужским персонажам. В свою очередь идеализированные кавалеры храбры и великодушны, настолько, что честь их намного превышает ценность самой жизни.
Лучшую пиратскую атмосферу также подарят ленты: "Одиссея капитана Блада" (1991 г.), а также "Красный Корсар" (1952 г.), "Королевский пират" (1967 г.), "Империя пиратов" (1994 г.).
В 1986 г. Роман Полански снял претенциозную комедийно-приключенческую ленту «Пираты». Легендарный режиссёр предлагает иронично посмотреть на романтический мир сражений на шпагах, каравелл, сокровищ и остальных незаменимых атрибутов пиратских саг. Кроме юмора, картина примечательна и великолепной операторской работой, которая дарит зрителям живописные кадры. Фильм получил номинацию на оскар, а также две премии сезар за работу художника и костюмы.
Ни один пиратский фильм не обходится без сражений. Оружие для настоящего морского волка всё равно, что одежда. Поэтому ни один подобный фильм не обходится без хотя бы малой толики экшена или боевика.
Одним из лучших примеров подобных фильмов стал «Остров Головорезов» (1995 г.), в котором отважная дочь пирата Морган Эдамс мстит за убийство за своего отца, а также ищет сокровища. Картина насыщена как батальными сценами, так и авантюрными хитросплетениями сюжета. В руках у Морган Эдамс только треть карты, которая может привести к несметным сокровищам на острове Головорезов. Вторая часть карты ей достаётся от хитрого проходимца Уильяма Шоу, которого она покупает на аукционе рабов. Третья же часть находится у её дяди, который и убил её отца.
С момента своего появления главным зрителем пиратских саг были, конечно же, подростки. Одним из лучших примеров подобного кино стала лента «Пират Черная Борода» (1952 г.), рассказывающая об одном из самых свирепых пиратов в истории — Эдварде Тиче по всем известному прозвищу. Разбойники и флибустьеры здесь не отвратительны и ужасны, а благородны и привлекательны, так что их поступки вызывают желание аплодировать, а стремление к наживе и кровавые разборки кажутся милым и невинным дополнением к естественным условиям тех диких времен. Похожие ленты: "Морской Ястреб" (1940 г.), "Пираты Малайзии" (1964 г.), "Пираты Зеленого Острова" (1971 г.), "Арабелла — дочь пирата" (1983 г.).
В категории фильмов, которые больше всего содержат элементы фэнтези, безусловно стоить отметить все четыре части «Пиратов Карибского моря». Продолжат сказочные пиратские путешествия фильмы: !Пираты Карибского моря: Проклятье «Черной жемчужины»", "Пираты Карибского моря: на Краю света", "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца" и "Пираты Карибского моря: На странных берегах".
Однако задача этой статьи как-то расширить кино-горизонты читателей, поэтому здесь хочется напомнить о не менее сказочной ленте «Пираты во времени» (1999 г.). Главный герой ленты — 9-летний мальчик Бобби с невероятно живой фантазией. Как-то раз на ферму, где он живёт ураган забрасывает пирата-головореза по имени Джезебел Джек. В том, что это не очередной плод его фантазии он убеждается после того, как Джек помогает найти сокровища, много лет назад спрятанные грабителями поезда. Однако с этого события только начинаются приключения маленького Бобби, Джека и целой команды свирепых пиратов.
Тех, кому по душе больше мелодраматическая линия в пиратских фильмах, не оставит равнодушными лента «Черный лебедь» (1942 г.) Около половины действия фильма сосредоточено на любовной линии главных героев, которых сыграли секс символы эпохи Тайрон Пауэр и Морин О’Хара. Фильм полностью соответствует своей эпохе — он красочный, наивный, а сюжет незатейливый и сентиментальный. Продолжили канву сентиментальных пиратских саг фильмы: "Принцесса и пират" (1944 г.), "Анна — королева пиратов" (1951 г.).