ВЕСТЕРН, одна из жанровых форм приключенч. кино, возникшая в кинематографии США. Тематику В. составляют события, связанные с освоением амер. Запада во 2-й пол. 19 в. Хотя в основе мн. В. лежали историч. факты, история в них была переосмыслена и служила материалом для создания идеализированной картины установления правопорядка на землях, не знавших его, а также легендарного образа героя, вступающего в борьбу с дикой природой и конкурентами во имя утверждения нравств. и социальных идеалов. Сами эти ценности трактуются различно, приближаясь то к узкобуржуазному индивидуалистическому, то к общедемократич. и гуманистич. их пониманию, что и определяет столкновение идейно-худож. тенденций внутри В.
В. возник на основе док. и беллетристич. лит-ры о Западе, распространённой в США в кон. 19 - нач. 20 вв., а также на основе популярных тогда полуцирковых представлений о Западе со стрельбой, скачками и др. Первые коротенькие ленты с видами амер. Запада и его обитателей создавались ещё для кинетоскопа Эдисона начиная с 1894. Первым В. принято считать "Большое ограбление поезда" (1903, реж. Э. С. Портер), где наметились типичные для В. выразит, моменты - экзотичность ландшафтов и типажей, динамизм повествования.
С кон. 1900-х и до 1920-х гг. наиболее характерными были серии В. с постоянными исполнителями центр, ролей. Самой большой популярностью пользовались Г. М. Андерсон в роли Брончо Билли (376 двухчастёвых ф., 1908 - 15, сначала ф. ставил Р. Баркер, затем сам актёр), Том Микс (большинство ф. актёр режиссировал сам), У. С. Харт (реж. Баркер под худ. рук. Т. Инса). В этих сериях окончательно утвердилось мифологизированное представление о рыцаре из прерий "без страха и упрёка".
В 20-е гг. появился принципиально новый эпич. тип В., где с привлечением большого числа статистов воссоздавались эпизоды передвижения переселенцев на Запад ("Крытый фургон", 1923, реж. Дж. Крюзе), постройка трансконтинентальной железной дороги ("Железный конь", 1924, реж. Дж. Форд) и др.
Начиная с ф. "Билли Кид" (1930, реж. К. Видор) В. стал обращаться не к массам и масштабным процессам, а к отдельным личностям, действительно существовавшим, мифологически переосмысливая их образы и судьбы: бандит Джесси Джеймс ("Джесси Джеймс", 1939, реж. Г. Кинг) и его брат Фрэнк ("Возвращение Фрэнка Джеймса", 1940, реж. Ф. Ланг) оказывались добрыми разбойниками, к-рые грабили богатых и помогали бедным, и т. д.
Переломным в истории В. стал ф. "Дилижанс" (1939, реж. Форд, в сов. прокате "Путешествие будет опасным"), вслед за к-рым в 40-е гг. наметились отход от прежней мифологичности образов и приближение к подлинной сложности человеческих судеб: "Человек с Запада" (1940, реж. У. Уайлер), "Моя дорогая Клементина" (1946, реж. Форд), "Красная река" (1948, реж. X. Хоукс) и др. В ф. нач. 50-х гг. традиционная для В. мифология открыто поставлена под сомнение: прославлявшийся прежде искатель приключений осознаёт бесперспективность своего существования ("Шейн", 1953, реж. Дж. Стивене), героические в прежних В. переселенцы трусливо покидают своего шерифа в момент опасности ("Ровно в полдень", 1952, реж. Ф. Циннеман). Характерна для этого периода и смена отношения к индейцам: в ф. "Сломанная стрела" (1950, реж. Д. Дейвс), "Апач" (1954, реж. Р. Олдрич) осмысляется трагизм их положения перед лицом агрессии колонистов и регулярной армии. Эта тенденция продолжена в 60-е гг. В ф. "Осень чейен-нов" (1964, реж. Форд), "Маленький большой человек" (реж. А. Пени) и "Голубой солдат" (реж. Р. Нельсон) - оба 1970, стремление воссоздать подлинную ситуацию освоения Дальнего Запада сопровождалось публицистически страстным обвинением амер. цивилизации в истреблении коренных жителей страны.
Зрелищность и популярность В. побудили продюсеров др. стран заняться их произ-вом. В. стали создаваться в Италии (реж. С. Леоне и др., критика присвоила им иронич. прозвище "спагетти-В."), ФРГ (реж. X. Райнль и др.) и др. странах. В 70-80-е гг. амер. кино В. снималось немного. В наиболее известных ф. продолжалась тенденция к переосмыслению и демифологизации истории завоевания Дальнего Запада ("Пэт Гаррет и Билли Кид", 1973, реж. С. Пекинпа; "Излучины Миссури", 1976, реж. А. Пенн; "Скачущие издалека", 1980, реж. У. Хилл; "Врата рая", 1981, реж. М. Чимино).
Вестерн (англ. western, букв. — западный) — направление искусства, характерное для США, может включать в себя различные жанры, например, драму, комедию, боевик, детектив, триллер и даже фантастику. Вестерн характерен прежде всего для кинематографа, однако и для других видов искусств. Действие в вестернах в основном происходит во второй половине XIX века на Диком Западе — в США, а также в Канаде и в Мексике. В качестве кинематографического жанра распространился из США на другие страны, которые постепенно создали свои собственные эквиваленты вестерна.
Наибольший расцвет вестерна пришёлся на середину XX века. С того же периода наметился заметный спад.
Местом действия вестернов обычно являются западные американские штаты (Айдахо, Аризона, Вайоминг, Вашингтон, Калифорния, Канзас, Колорадо, Монтана, Небраска, Невада, Нью-Мексико, Оклахома, Северная Дакота, Техас, Орегон, Южная Дакота, Юта).
Время действия вестернов — период приблизительно с 1860 года до окончания так называемых «Индейских войн», датирующегося Бойней на ручье Вундед-Ни в 1890 году. Некоторые вестерны используют тему Войны между Севером и Югом. Границы пространственно-временного периода также расширяются, чтобы включить Битву при Аламо (1836 г.) и Мексиканскую революцию (1910-е годы). Вдобавок, вестерн был приспособлен к историческим и вымышленным обстоятельствам других стран, включая Россию.
Важная характеристика вестерна — столкновение примитивного и устаревшего уклада с новаторским способом жизни. Часто этот конфликт показан через символическое столкновение характеров. В вестернах раннего исторического периода это обычно борьба индейцев с белыми переселенцами и американской кавалерией. В вестернах, время действия которых относится к более позднему периоду, — это борьба хозяев ранчо, поселенцев и стрелков с наступающей индустриальной революцией, давлением со стороны крупного бизнеса и централизацией политической власти на местах.
Популярные фильмы-вестерны фокусируются на жизни полубродячего искателя, обычно ковбоя или стрелка (gunfighter или gunslinger). Он имеет атрибуты одежды соответствующего исторического периода — ковбойскую шляпу, шейный платок, сапоги, шпоры, оружие — револьвер или винтовку, седло и, конечно, лошадь. Верный конь и сам по себе может быть важным персонажем в сюжете.
Произведения в стиле вестерн часто изображают завоевание диких пространств и подчинение природы во имя цивилизации, или конфискацию территорий, по праву принадлежащих исконным обитателям приграничных территорий. Вестерны чаще описывают общество, организованное на основе кодекса чести, чем на основе законодательства, члены которого не имеют иного социального окружения, кроме своих ближайших коллег, родственников, или, возможно, вообще находятся в одиночестве.
В некоторых случаях эти персонажи могут восприниматься как литературные потомки средневековых странствующих рыцарей, которые и стояли у истоков развития приключенческого жанра. Как ковбой или стрелок на Диком Западе, странствующий рыцарь в европейской литературе раннего периода путешествовал со своим конём от города к городу, сражаясь со злодеями разнообразных мастей и опираясь не на развитые социальные механизмы, а на свой собственный кодекс чести. И, как странствующие рыцари, герои вестернов часто рискуют собой ради «девы в беде».
Технология присутствует: телеграф, печатный станок и железная дорога обозначают неизбежный конец завоеваний и диких территорий. В некоторых поздних вестернах даже показываются автомобили и аэропланы. Важная роль отводится достижениям в области вооружений — в частности, активно используются винчестер и кольт; иногда показываются пушки и автоматическое оружие.
В вестернах часто демонстрируется суровость дикой местности. Действие часто происходит в ландшафтах-пустынях. Типичный антураж — изолированные форты, ранчо и фермы, или маленькие приграничные городки, где есть салун, небольшой магазин, общественные конюшни и тюрьма.
Кроме дикой местности второе излюбленное место — салун. Он открыто указывает на то, что это — «Дикий Запад». Это место, где есть музыка (обычно очень расстроенное пианино), девочки (обычно проститутки), игра в покер или в блэкджек, выпивка (пиво и виски), драки и стрельба.
В некоторых вестернах, куда добралась цивилизация, есть церковь и школа. В других, где ещё действуют приграничные правила, человеческая жизнь все ещё не имеет никакой ценности.
Пример сочетания характеров в вестернах. Демонстрация этого контраста была очень эффектной в фильме Джона Форда «The Man Who Shot Liberty Valance» (1962 г.). Женатая пара в исполнении Джимми Стюарта и Веры Майлз возвращаются в город Шайнборн спустя много времени после того, как граница была закрыта. И обнаруживают, как говорит персонаж Веры Майлз, что «дикость стала садом» и теперь в городе есть школы, церкви и здание суда. Затем флешбэком показаны воспоминания Джеймса Стюарта о тех диких и опасных днях Шайнборна, когда он сталкивался там с персонажами Джона Уэйна, Ли Марвина, Эдмонда О’Брайана, Ли ван Клифа и проч. Набор актёров в этом фильме — прекрасный пример «хорошего, плохого, злого» и «красавицы», которые являются ключевыми персонажами в большинстве фильмов. Для каждого хорошего парня, будь это Джеймс Стюарт, Гари Купер, Джон Уэйн, Клинт Иствуд или Чарльз Бронсон, обязательно должен быть свой злодей, вроде Ли ван Клифа, Джан Мария Волонте или Брайана Долеви, своя прекрасная героиня — как Вера Майлз, Морин О'Хара, Клавдия Кардинале или Ронда Флеминг, и незабываемые хара́ктерные персонажи, как Мартин, Джек Элем или Милдред Нэтвик.
Киновестерны — одно из направлений кинематографа и приключенческого кино в частности. Это визитная карточка американского кино, ковбойские фильмы в Голливуде снимаются с 1898 года.
Стиль вестерна, в котором описаний и диалогов мало, а пейзажи — красивые, прекрасно подходит для кинематографа. Ранние вестерны преимущественно снимались в павильонах, как и другие голливудские фильмы. Но когда выезды на натуру стали более распространены, продюсеры вестернов стали снимать кино в различных уголках Нью-Мексико, Калифорнии, Аризоны, Юты, Невады, Канзаса, Техаса, Колорадо или Вайоминга, часто превращая ландшафт не просто в живой фон, а в действующее лицо киноленты. Также в съемках задействовались кино-ранчо — специально построенные городки.
Киновестерн имеет много жанров. Например, эпический вестерн, «the shoot 'em up», вестерн с поющими ковбоями, и даже комедийные и фантастические вестерны. Позже вестерны были заново осмыслены в т. н. «ревизионистских вестернах» (анти-вестернах, в число которых входят спагетти-вестерны).
Характерные черты вестерна. Место действия — обычно Дикий Запад. Сюжет подчас может быть связан с историей переселения белых вглубь континента, к тихоокеанскому побережью, например, «Как был завоеван Запад» (1962 г.) Дж. Форда, Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла). Ковбои и стрелки́ играют важную роль в таких фильмах. Часто они борются с индейцами. В ранних фильмах аборигены часто изображаются как бесчестные злодеи. Позже многие «ревизионистские» вестерны дают индейцам более приятную трактовку. Другая распространённая тема вестерна — квест, а также группа бандитов, терроризирующих маленькое поселение (как в «Великолепной семёрке»). Типичные персонажи: невозмутимый шериф, независимый охотник за вознаграждением («охотник за головами»)
лихой ковбой, кровожадный индеец, вождь, антагонист главного персонажа, благородный индеец, иногда помощник и спутник главного героя, коварные бандиты, профессиональные игроки в покер, чистая и невинная главная героиня, роковая женщина, иногда певичка, «девочки» из весёлых домов, особенно выделяется «бордель-маман». Важный момент вестерна — скорость, темп действия, т. н. «быстрый выстрел» — иногда от бедра. Дуэль, перенесённая в американские условия. Кроме того, имеет значение моральная оценка происходящего: добро сражается со злом, и, как правило, добро всегда побеждает. Иногда это придает киноленте некоторую лубочность. Но всё же, хэппи энд — обязательный элемент.
Классический вестерн. Вести отчёт можно с 1903 года — «Большое ограбление поезда». Это был немой фильм режиссёра Э. С. Портера с Бронко Билли Андерсоном в главной роли. Популярность фильма дала возможность Андерсону стать первым ковбоем-кинозвездой и сняться в нескольких сотнях короткометражных вестернов. Жанр был так востребован, что вскоре Андерсону составил конкуренцию Уильям С. Харт.
История вестерна в США так богата, что он объединил многие жанры: боевик, приключения, комедию, драму, ужасы, трагедию, пародию, мюзикл, фантастику и проч. Золотой век этого жанра в кинематографе связан с деятельностью двух режиссёров — Джона Форда и Говарда Хоукса (оба часто снимали в главной роли Джона Уэйна).
Наиболее известные вестерны в кино: "Бутч Кэссиди и Санденс Кид", "Дикая банда", "Дилижанс", "Искатели", "Непрощенный", "Однажды на Диком Западе", "Ровно в полдень", "Хороший, Плохой, Злой", "Шейн".
Ревизионистские вестерны. Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра. С середины 1960-х многие американские продюсеры начали ставить под сомнение и менять многие из традиционных компонентов вестернов. Главным изменением было то, что индейцев стали чаще показывать положительными героями, а не «дикарями» из ранних фильмов. Публика устала от простого противостояния герой-злодей, и правомерности использования насилия для проверки характера или доказательства каких-нибудь прав. В некоторых вестернах даже начали давать женщинам более значимые роли. Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах: необычная мрачность тона, использование антигероя, значимые роли сильных женщин, более симпатичное изображение индейцев, критическое отношение к большому бизнесу, правительству, армии, критическое отношение к чрезмерной маскулинности, рост насилия на экране, необычная сексуальность, появление инопланетян в качестве антагонистов, черный юмор, акцентация беззакония в этом периоде, предпочтение реализма перед романтизмом. В число голливудских фильмов этого направления входят: «Дикая банда» (1969 г.), «Маленький большой человек» (1970 г.), «Маккейб и миссис Миллер» (1971 г.), «Джоси Уэйлс — человек вне закона» (1976 г.), «Ковбои против пришельцев» (2011 г.).
ВЕСТЕРН, одна из жанровых форм приключенч. кино, возникшая в кинематографии США. Тематику В. составляют события, связанные с освоением амер. Запада во 2-й пол. 19 в. Хотя в основе мн. В. лежали историч. факты, история в них была переосмыслена и служила материалом для создания идеализированной картины установления правопорядка на землях, не знавших его, а также легендарного образа героя, вступающего в борьбу с дикой природой и конкурентами во имя утверждения нравств. и социальных идеалов. Сами эти ценности трактуются различно, приближаясь то к узкобуржуазному индивидуалистическому, то к общедемократич. и гуманистич. их пониманию, что и определяет столкновение идейно-худож. тенденций внутри В.
В. возник на основе док. и беллетристич. лит-ры о Западе, распространённой в США в кон. 19 - нач. 20 вв., а также на основе популярных тогда полуцирковых представлений о Западе со стрельбой, скачками и др. Первые коротенькие ленты с видами амер. Запада и его обитателей создавались ещё для кинетоскопа Эдисона начиная с 1894. Первым В. принято считать "Большое ограбление поезда" (1903, реж. Э. С. Портер), где наметились типичные для В. выразит, моменты - экзотичность ландшафтов и типажей, динамизм повествования.
С кон. 1900-х и до 1920-х гг. наиболее характерными были серии В. с постоянными исполнителями центр, ролей. Самой большой популярностью пользовались Г. М. Андерсон в роли Брончо Билли (376 двухчастёвых ф., 1908 - 15, сначала ф. ставил Р. Баркер, затем сам актёр), Том Микс (большинство ф. актёр режиссировал сам), У. С. Харт (реж. Баркер под худ. рук. Т. Инса). В этих сериях окончательно утвердилось мифологизированное представление о рыцаре из прерий "без страха и упрёка".
В 20-е гг. появился принципиально новый эпич. тип В., где с привлечением большого числа статистов воссоздавались эпизоды передвижения переселенцев на Запад ("Крытый фургон", 1923, реж. Дж. Крюзе), постройка трансконтинентальной железной дороги ("Железный конь", 1924, реж. Дж. Форд) и др.
Начиная с ф. "Билли Кид" (1930, реж. К. Видор) В. стал обращаться не к массам и масштабным процессам, а к отдельным личностям, действительно существовавшим, мифологически переосмысливая их образы и судьбы: бандит Джесси Джеймс ("Джесси Джеймс", 1939, реж. Г. Кинг) и его брат Фрэнк ("Возвращение Фрэнка Джеймса", 1940, реж. Ф. Ланг) оказывались добрыми разбойниками, к-рые грабили богатых и помогали бедным, и т. д.
Переломным в истории В. стал ф. "Дилижанс" (1939, реж. Форд, в сов. прокате "Путешествие будет опасным"), вслед за к-рым в 40-е гг. наметились отход от прежней мифологичности образов и приближение к подлинной сложности человеческих судеб: "Человек с Запада" (1940, реж. У. Уайлер), "Моя дорогая Клементина" (1946, реж. Форд), "Красная река" (1948, реж. X. Хоукс) и др. В ф. нач. 50-х гг. традиционная для В. мифология открыто поставлена под сомнение: прославлявшийся прежде искатель приключений осознаёт бесперспективность своего существования ("Шейн", 1953, реж. Дж. Стивене), героические в прежних В. переселенцы трусливо покидают своего шерифа в момент опасности ("Ровно в полдень", 1952, реж. Ф. Циннеман). Характерна для этого периода и смена отношения к индейцам: в ф. "Сломанная стрела" (1950, реж. Д. Дейвс), "Апач" (1954, реж. Р. Олдрич) осмысляется трагизм их положения перед лицом агрессии колонистов и регулярной армии. Эта тенденция продолжена в 60-е гг. В ф. "Осень чейен-нов" (1964, реж. Форд), "Маленький большой человек" (реж. А. Пени) и "Голубой солдат" (реж. Р. Нельсон) - оба 1970, стремление воссоздать подлинную ситуацию освоения Дальнего Запада сопровождалось публицистически страстным обвинением амер. цивилизации в истреблении коренных жителей страны.
Зрелищность и популярность В. побудили продюсеров др. стран заняться их произ-вом. В. стали создаваться в Италии (реж. С. Леоне и др., критика присвоила им иронич. прозвище "спагетти-В."), ФРГ (реж. X. Райнль и др.) и др. странах. В 70-80-е гг. амер. кино В. снималось немного. В наиболее известных ф. продолжалась тенденция к переосмыслению и демифологизации истории завоевания Дальнего Запада ("Пэт Гаррет и Билли Кид", 1973, реж. С. Пекинпа; "Излучины Миссури", 1976, реж. А. Пенн; "Скачущие издалека", 1980, реж. У. Хилл; "Врата рая", 1981, реж. М. Чимино).