БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, произв. киноиск-ва, посвященное жизни и деятельности историч. лица - обществ. деятеля, полководца, представителя науки и культуры. Б. ф. получили особое распространение с развитием звук, кино. Становление Б. ф. в СССР в сер. 30-х гг. связано с утверждением социалистич. реализма, с повышением позна-ват. и воспитат. роли кино. Сов. Б. ф. 30 - 40-х гг. характеризуются стремлением к историч. достоверности, подробному изображению сущности жизненного подвига героя, тщательной обрисовке социальных условий; они чаще всего охватывают большой период жизни героя, отсюда протяжённость во времени и фрагментарность композиции, наличие цепи драм, конфликтов, соединённых развитием характера гл. персонажа. Фильмы "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" М. И. Ромма и "Человек с ружьём" С. И. Юткевича доказали возможность создания средствами киноиск-ва правдивого образа вождя социалистич. революции. В ф. "Щорс" А. П. Довженко, "Яков Свердлов" Юткевича, "Валерий Чкалов" М. К. Калатозова также проявились характерные особенности сов. Б. ф. В ф. "Пётр I" (реж. В. М. Петров), "Александр Невский" (реж. С. М. Эйзенштейн), "Минин и Пожарский" и "Суворов" - оба реж. В. И. Пудовкина и М. И. Доллера, "Богдан Хмельницкий" (реж. И. А. Савченко) были воссозданы образы деятелей рус. истории. В годы Великой Отечеств, войны были созданы ф., прославляющие подвиги выдающихся полководцев М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, Г. И. Котовского, А. Я. Пархоменко, Г. Саакадзе, Давид-Бека, Сухэ-Батора и др. Всемирный успех имела историч. трагедия "Иван Грозный" Эйзенштейна.
Среди Б. ф. послевоен. периода: "Мичурин" (сц. и реж. Довженко), "Академик Иван Павлов" и "Мусоргский" (реж. Г. Л. Рошаль), "Алишер Навои" (реж. К. Я. Ярматов), "Тарас Шевченко" (реж. Савченко).
Особое значение имели Б. ф. для развития кинематографии союзных республик; обращаясь к жизни и деятельности виднейших представителей нац. культуры (Д. Гурамишвили, А. Церетели, А. Комитаса, Абая, Джамбула, Я. Райниса и мн. др.), молодое киноискусство обогащалось опытом многонац. литературы и искусства. В области док. кино появились Б. ф. о деятелях гос-ва, культуры, науки, созданные на основе хроник, и иконографич. материалов.
В нач. 50-х гг. развитие сов. Б. ф. замедлилось, появились однообразные дидактические произв., индивидуальные черты великих людей нивелировались, утрачивалось историч. своеобразие характеров. Таковы ф. о В. Г. Белинском, о великих учёных Н. Е. Жуковском, А. С. Попове, М. В. Ломоносове, о коми. Н. А. Римском-Корсакове, З. П. Палиашвили, о писателе И. Я. Франко и др. Нек-рые мастера делали попытки расширить худож. средства Б. ф.: Юткевич пост. ф. о Н. М. Пржевальском в форме кинопутешествия по следам экспедиции учёного; Г. В. Александров снял ф. о М. И. Глинке в форме концерта, воспроизводящего оперные и балетные сцены; С. А. Кеворков и Э. А. Карамян в ф. о Камо использовали средства приключенч. жанра.
На рубеже 40 - 50-х гг. были созданы Б. ф.: в ЧССР - о нац. герое чеш. народа Яне Гусе, о писателе А. Ирасеке, о художнике М. Алеше, изобретателе Божеке, коми. Б. Сметане, враче Я. Янеком; в ПНР - о Ф. Шопене, С. Монюш-ко, гос. и вое я. деятеле К. Сверчевском; в ВНР - о Ш. Петёфи, Ф. Эркеле; в ГДР - о Парацельсе, Э. Тельмане и мн. др. Совм. с сов. мастерами были созданы Б. ф. о Скандербеге в Албании и о Г. Димитрове в Болгарии.
Если в киноиск-ве СССР и др. социа-листич. стран Б. ф. ставит перед собой задачу воплотить существо жизненного подвига выдающегося деятеля прошлого, его связь с эпохой, народом, прогрессом человечества, то иные принципы характеризуют многие Б. ф. капитал истич. стран. В фаш. Германии в 30 - 40-х гг. выпускались ф., восхвалявшие фашистов, или ф., извращавшие историч. события в целях фаш. пропаганды. Часто в Б. ф. гл. внимание уделяется бытовым (иногда недостоверным) подробностям жизни великих людей, а подлинные историч. события отодвинуты на задний план. В ф., пост, в США, в погоне за сенсационными сюжетами историч. лицам приписывались выдуманные и подчас скандальные похождения. Б. ф. рассказывали о всевозможных авантюристах, начиная с Казановы и Калиостро и кончая шпионом Лоуренсом и бандитом Джесси Джеймсом. Наряду с этим в США были пост, и серьёзные, достоверные Б. ф., среди к-рых: "Повесть о Луи Пастере", "Жизнь Эмиля Золя", "Хуарес", "Магическая ампула доктора Эр лиха" - все реж. У. Дитерле, "Юный мистер Линкольн" (реж. Дж. Форд), "Вильсон" (реж. Г. Кинг), "Эдисон, человек" (реж. К. Браун) и др. Социальные концепции этих ф. были ограничены, но по направленности они гуманистичны и прогрессивны.
Развитие киноиск-ва 60 - 80-х гг. дало много выразит, возможностей для живописания биографий выдающихся людей: внутр. монолог, свободное движение во времени, сочетание игровых и док. сцен и др. Однако количество Б. ф. повсеместно уменьшилось, их обществ, резонанс ослабел. Бурж. Кинематографии выпускают развлекат. комедии и мелодрамы из жизни певцов, танцовщиц и др. Несомненно худож. значение т/ф о великих людях - "Сократ", "Блез Паскаль" (реж. Р. Росселлини), "Жизнь Леонарде да Винчи" (реж. Р. Кастеллани) - все Италия, ф. "Человек на все времена" (реж. Ф. Циннеман) о Т. Море, "Кромвель" (реж. К. Хьюз), "Ганди" (реж. Р. Аттенборо) - все Великобритания.
В СССР новые черты образа В. И. Ленина воплотили ф. "Ленин в Польше", "Ленин в Париже" (реж. Юткевич), "Шестое июля" (реж. Ю. Ю. Карасик). Содержательны Б. ф. о Н. Э. Баумане ("Николай Бауман", реж. С. И. Туманов), К. Э. Циолковском ("Взлёт", реж. С. Я. Кулиш), И. В. Курчатове ("Выбор цели", реж. И. В. Таланкин), А. Н. Туполеве ("Поэма о крыльях", реж. Д. Я. Храбровицкий), Петре I ("Юность Петра", "В начале славных дел", реж. С. А. Герасимов), т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (реле. Л. Я. Кулиджанов), док. ф. о Л. И. Брежневе "Повесть о коммунисте" (реж. И. В. Бессарабов, А. С. Кочетков), док. очерки о М. М. Литвинове, М. Ф. Андреевой, А. М. Коллонтай, науч.-популяр. ф. о деятелях науки, культуры, иск-ва.