Спортивное кино, область киноискусства, объединяющая художественные, документальные, научно-популярные, учебные и мультипликационные фильмы, посвященные физической культуре и спорту. Спорт стал объектом съёмок с момента возникновения кинематографа. Уже в начале ХХ в. кадры спортивных соревнований регулярно помещались в периодических киноизданиях, причём предпочтение отдавалось теннису, гонкам на яхтах, скачкам. Исключительным успехом у зрителей в 1907-1908 гг. пользовалась первая, снятая в России, лента "Донские казаки", показывавшая конные скачки, джигитовку и др. В странах, где спорт был хорошо развит, уже в 1910-х годах создавались игровые ленты с участием героев, демонстрировавших высокое спортивное мастерство.
После Октябрьской революции 1917 г. среди многих мероприятий Советской власти по воспитанию нового человека важное место отводилось работе в области физической культуры и спорта. В кинолетопись первых лет революции входят уникальные кадры выступления В. И. Ленина на параде отрядов Всеобуча на Красной площади 25 мая 1919 г. В 1920-х годах резко увеличилось количество киносъёмок о деятельности физкультурных и спортивных организаций в городах и сёлах - операторы-хроникёры запечатлели на плёнке лыжные агитпоходы, массовые выступления гимнастов, занятия физкультурников и др. Этапом в становлении советского спортивного кино стал первый полнометражный спортивный документальный фильм "Всесоюзная спартакиада" (1928, реж. Я. М. Посельский). В 1930-х годах началось производство научно-популярных и учебных спортивных лент ("культур-фильмов"). Первые такие фильмы были посвящены видам спорта, входящим в комплекс "Готов к труду и обороне СССР". К этому времени относится также зарождение спортивной мультипликации.
В период немого кино было снято лишь несколько, преимущественно комедийных, спортивных фильмов. Пионером в игровой кинематографии стал реж. В. И. Пудовкин, поставивший в 1925 г. фильм "Шахматная горячка". В 1930-х годых снимались как документальные, так и игровые ленты на спортивные темы. В 1936 г. на киностудии "Ленфильм" был поставлен первый звуковой фильм "Вратарь" (по Л. А. Кассилю, реж. С. А. Тимошенко). После Великой Отечественной войны, во время которой выпуск спортивных лент резко сократился, на экраны вышли первые цветные спортивные ленты, получившие высокую оценку в СССР и за рубежом: документальный фильм "Молодость нашей страны" (1946, реж. С. И. Юткевич, И. М. Посельский, И. В. Венжер) и научно-популярный фильм "Зимний спорт в Москве" (1947, реж. Д. А. Боголепов, В. Г. Сутеев). С 1946 г. на ЦСДФ начался выпуск ежемесячного киножурнала "Советский спорт".
В соответствии с постановлением партии и правительства по вопросам развития массового физкультурного движения в стране (1948 г.) начался регулярный выпуск документальных и научно-популярных фильмов, пропагандирующих физическую культуру и спорт. Выпускались и художественные фильмы.
В 1950-е годы в активную работу по созданию документальных и научно-популярных фильмов включилась большая группа молодых режиссёров и операторов - воспитанников ВГИКа. Их деятельность характеризуется настойчивыми поисками новых форм показа спорта на экране, возросшим искусством драматургического построения и монтажа. В спортивном кино стали работать над сценариями Ю. М. Нагибин, Ю. В. Трифонов, А. М. Борщаговский, Л. Г. Зорин, Л. А. Браславский, Г. А. Долгопятов, Г. А. Кушниренко, Д. С. Полонский, И. С. Прок и др. В 1957 г. была создана Федерация спортивного кино СССР - обществемтвенная организация, объединившая деятелей кино и спорта.
С 1963 г. советское спортивное кино успешно участвует в международных фестивалях спортивных фильмов. Дебют состоялся на фестивале в Кортина-д'Ампеццо (Италия), где в результате конкурса фидьмов из 24 стран кинопрограмма Советского Союза завоевала главный приз фестиваля. В последующие годы на Международных кинофестивалях в Портороже (СФРЮ), Оберхаузене (ФРГ), Тренто (Италия) и Сен-Венсане (Италия), Гренобле, Реймсе (Франция), Будапеште, Лондоне, Париже свыше 90 советских спортивных фильмов было отмечено призами и наградами.
С 1966 г. (один раз в два года) проводились Всесоюзные фестивали спортивных фильмов, где лучшим художественным, документальным, научно-популярным, учбным и мультипликационным фильмам присуждались золотые, серебряные и бронзовые медали. 1-й Всесоюзный фестиваль состоялся в Москве, последующие - в Тбилиси, Риге, Одессе, Таллине, Минске, Ленинграде, Фрунзе.
Наряду с ежемесячным всесоюзным киножурналом "Советский спорт" периодические спортивные киножурналы выпускались на Украине - "Радянский спорт", Казахстане - "Казахстан спортивный", и др. По заказу Спорткомитета СССР, Мининстерсва просвещения СССР и других организаций осуществлялась съёмка учебных фильмов, в работе над которыми участвовали виднейшие тренеры и спортсмены. С 1968 г. началось произодство спортивных телевизионных фильмов в творческом объединении "Экран", а также на многих республиканских киностудиях.
В других социалистич. странах развитию споривному кино также уделялось большое внимание. Наряду с хроникальными сюжетами в периодических киножурналах систематически выпускались споривные фильмы всех жанров. Большую познавательную ценность представляли документальные и учебные фильмы, посвященные видам спорта, наиболее распространённым в данной стране, например, для ГДР - гребной спорт и лёгкая атлетика, НРБ - тяжёлая атлетика, борьба и т. д.
Спортивное кино капиталистических государств было посвящено таким видам спорта, как автомобильные гонки, профессиональный бокс, горнолыжный спорт, фигурное катание и др. В первую очередь это относится к художественным фильмам, к участию в которых привлекались спортсмены - чемпионы мира и Олимпийских игр (С. Хени, Дж. Вайсмюллер, Т. Зайлер, Ж. К. Килли и др.). Документальные спортивные фильмы, которые менее зависят от вкусов продюсеров и финансовых затрат, в своих лучших образцах представляют несомненный интерес как в творческом, так и в техническом плане благодаря широкому использованию новейшей киноаппаратуры, оптики, плёнки.
Особое место в мировом спортивном кино занимают ленты о летних и зимних Олимпийских играх, в создании которых участвуют видные деятели кинематографа. Эти фильмы с 1948 г. выпускаются под эгидой Международного олимпийского комитета и наиболее полно демонстрируют достижения любительского спорта всех континентов. Официальный фильм об играх XXII Олимпиады "О спорт, ты - мир!" (1981, реж. Ю. Н. Озеров) был создан на "Мосфильме" специальным творческим объединением "Олимпиада-80".
После Октябрьской революции 1917 г. среди многих мероприятий Советской власти по воспитанию нового человека важное место отводилось работе в области физической культуры и спорта. В кинолетопись первых лет революции входят уникальные кадры выступления В. И. Ленина на параде отрядов Всеобуча на Красной площади 25 мая 1919 г. В 1920-х годах резко увеличилось количество киносъёмок о деятельности физкультурных и спортивных организаций в городах и сёлах - операторы-хроникёры запечатлели на плёнке лыжные агитпоходы, массовые выступления гимнастов, занятия физкультурников и др. Этапом в становлении советского спортивного кино стал первый полнометражный спортивный документальный фильм "Всесоюзная спартакиада" (1928, реж. Я. М. Посельский). В 1930-х годах началось производство научно-популярных и учебных спортивных лент ("культур-фильмов"). Первые такие фильмы были посвящены видам спорта, входящим в комплекс "Готов к труду и обороне СССР". К этому времени относится также зарождение спортивной мультипликации.
В период немого кино было снято лишь несколько, преимущественно комедийных, спортивных фильмов. Пионером в игровой кинематографии стал реж. В. И. Пудовкин, поставивший в 1925 г. фильм "Шахматная горячка". В 1930-х годых снимались как документальные, так и игровые ленты на спортивные темы. В 1936 г. на киностудии "Ленфильм" был поставлен первый звуковой фильм "Вратарь" (по Л. А. Кассилю, реж. С. А. Тимошенко). После Великой Отечественной войны, во время которой выпуск спортивных лент резко сократился, на экраны вышли первые цветные спортивные ленты, получившие высокую оценку в СССР и за рубежом: документальный фильм "Молодость нашей страны" (1946, реж. С. И. Юткевич, И. М. Посельский, И. В. Венжер) и научно-популярный фильм "Зимний спорт в Москве" (1947, реж. Д. А. Боголепов, В. Г. Сутеев). С 1946 г. на ЦСДФ начался выпуск ежемесячного киножурнала "Советский спорт".
В соответствии с постановлением партии и правительства по вопросам развития массового физкультурного движения в стране (1948 г.) начался регулярный выпуск документальных и научно-популярных фильмов, пропагандирующих физическую культуру и спорт. Выпускались и художественные фильмы.
В 1950-е годы в активную работу по созданию документальных и научно-популярных фильмов включилась большая группа молодых режиссёров и операторов - воспитанников ВГИКа. Их деятельность характеризуется настойчивыми поисками новых форм показа спорта на экране, возросшим искусством драматургического построения и монтажа. В спортивном кино стали работать над сценариями Ю. М. Нагибин, Ю. В. Трифонов, А. М. Борщаговский, Л. Г. Зорин, Л. А. Браславский, Г. А. Долгопятов, Г. А. Кушниренко, Д. С. Полонский, И. С. Прок и др. В 1957 г. была создана Федерация спортивного кино СССР - обществемтвенная организация, объединившая деятелей кино и спорта.
С 1963 г. советское спортивное кино успешно участвует в международных фестивалях спортивных фильмов. Дебют состоялся на фестивале в Кортина-д'Ампеццо (Италия), где в результате конкурса фидьмов из 24 стран кинопрограмма Советского Союза завоевала главный приз фестиваля. В последующие годы на Международных кинофестивалях в Портороже (СФРЮ), Оберхаузене (ФРГ), Тренто (Италия) и Сен-Венсане (Италия), Гренобле, Реймсе (Франция), Будапеште, Лондоне, Париже свыше 90 советских спортивных фильмов было отмечено призами и наградами.
С 1966 г. (один раз в два года) проводились Всесоюзные фестивали спортивных фильмов, где лучшим художественным, документальным, научно-популярным, учбным и мультипликационным фильмам присуждались золотые, серебряные и бронзовые медали. 1-й Всесоюзный фестиваль состоялся в Москве, последующие - в Тбилиси, Риге, Одессе, Таллине, Минске, Ленинграде, Фрунзе.
Наряду с ежемесячным всесоюзным киножурналом "Советский спорт" периодические спортивные киножурналы выпускались на Украине - "Радянский спорт", Казахстане - "Казахстан спортивный", и др. По заказу Спорткомитета СССР, Мининстерсва просвещения СССР и других организаций осуществлялась съёмка учебных фильмов, в работе над которыми участвовали виднейшие тренеры и спортсмены. С 1968 г. началось произодство спортивных телевизионных фильмов в творческом объединении "Экран", а также на многих республиканских киностудиях.
В других социалистич. странах развитию споривному кино также уделялось большое внимание. Наряду с хроникальными сюжетами в периодических киножурналах систематически выпускались споривные фильмы всех жанров. Большую познавательную ценность представляли документальные и учебные фильмы, посвященные видам спорта, наиболее распространённым в данной стране, например, для ГДР - гребной спорт и лёгкая атлетика, НРБ - тяжёлая атлетика, борьба и т. д.
Спортивное кино капиталистических государств было посвящено таким видам спорта, как автомобильные гонки, профессиональный бокс, горнолыжный спорт, фигурное катание и др. В первую очередь это относится к художественным фильмам, к участию в которых привлекались спортсмены - чемпионы мира и Олимпийских игр (С. Хени, Дж. Вайсмюллер, Т. Зайлер, Ж. К. Килли и др.). Документальные спортивные фильмы, которые менее зависят от вкусов продюсеров и финансовых затрат, в своих лучших образцах представляют несомненный интерес как в творческом, так и в техническом плане благодаря широкому использованию новейшей киноаппаратуры, оптики, плёнки.
Особое место в мировом спортивном кино занимают ленты о летних и зимних Олимпийских играх, в создании которых участвуют видные деятели кинематографа. Эти фильмы с 1948 г. выпускаются под эгидой Международного олимпийского комитета и наиболее полно демонстрируют достижения любительского спорта всех континентов. Официальный фильм об играх XXII Олимпиады "О спорт, ты - мир!" (1981, реж. Ю. Н. Озеров) был создан на "Мосфильме" специальным творческим объединением "Олимпиада-80".