Боб Марли, ушедший из жизни в 36 лет, до сих пор остается одним из самых влиятельных персонажей мира музыки. Несколько лет кинематографисты пытались снять документальную ленту о нем, причем в разное время за нее брались и Мартин Скорсезе, и Джонатан Демме, но удалось это только режиссеру «Последнего короля Шотландии» Кевину МакДональду. Его «Марли» показали на Берлинале вне конкурса.
Еще в 2008 году Мартин Скорсезе приезжал в Берлин со своим фильмом про Rolling Stones и пообещал, что берется за документалку про Боба Марли. Релиз фильма планировали подгадать к 6 февраля 2010-го — в этот день музыканту исполнилось бы 65 лет. Однако в мае 2008-го Скорсезе заявил, что не успевает снимать фильм про Марли, и его место занял режиссер «Молчания ягнят» Джонатан Демме.
Шло время. Видение Демме не совпадало с запланированными тратами, поэтому картина снова осиротела. В феврале 2011-го ее доверили поднимать хрупкому шотландцу Кевину МакДональду. Режиссер, в последнее время все больше работавший в игровом кино, начинал карьеру в документалистике, а его лента «Однажды в сентябре» получила «Оскар».
«Мы очень быстро сняли „Марли", потому что хотели успеть к 50-летию независимости Ямайки, — говорит Кевин. — На все про все ушло 13 месяцев». Когда смотришь фильм МакДональда, трудно в это поверить: на экране появляется множество родных и близких музыканта, его коллеги, продюсеры, друзья, и все это сопровождается музыкой Боба и редкими записями из студий или с концертов.
«Я вообще хотел снимать другой фильм про Боба к его 80-летию, — признался Кевин на пресс-конференции. — Но этот проект до меня пытались поставить два режиссера, так что, когда они оба отказались, я решил попробовать».
Несмотря на хронометраж (кино идет 144 минуты), «Марли» смотрится на одном дыхании. МакДональд начинает фильм с малоизвестного широкому зрителю факта. Отец Боба Марли был белым, поэтому в молодости Роберту пришлось немало помучиться из-за своего происхождения: его светлая кожа на Ямайке не котировалась. Фотография Норвала Марли, отца Боба и неулыбчивого белого мужчины на коне, несколько раз мелькает в фильме. Боб был не единственным его ребенком. Вообще тема отцов и детей в «Марли» очень актуальна, ибо у самого музыканта было одиннадцать детей от семи разных женщин. В Берлин прибыл один из сыновей певца, Рохан Марли, который сказал, что их в детстве это не смущало: «Все наши матери — наши матери. Я каждую из женщин отца звал мамой. Мы же были плодами его труда!»
«Марли» следит за карьерой и жизнью своего героя от рождения вплоть до самой смерти от рака в 1981 году. Комментаторы самые разные — от супруги Риты Марли до экстравагантного Банни Уэйлера, одного из участников группы The Wailers оригинального состава. На протяжении всех двух с лишним часов колоритные жители Ямайки придают повествованию незабываемый и специфический (в хорошем смысле этого слова) юмор, что делает просмотр «Марли» очень увлекательным занятием.
МакДональд не упускает и политические распри, коснувшиеся Боба Марли. В 1976-м Боб едва не погиб в результате перестрелки, устроенной в Кингстоне, но, несмотря на раны, он отыграл все запланированные концерты. В 1978-м Марли вернулся на Ямайку, несмотря на предостережения друзей, и во время концерта вызвал на сцену лидеров двух воюющих партий и соединил их руки.
Еще один из самых важных концертов Марли — выступление в Зимбабве в честь премьер-министра Мугабе и независимости страны от Великобритании. Музыканта очень волновала одна проблема: на его концерты в США приходила в основном белая публика. Боб хотел добиться расположения черной публики и добивался признания в Африке. Когда выяснилось, что в Зимбабве нет денег, чтобы привезти группу Боба, музыкант вложил свои деньги в оплату переезда. Во время концерта на стадионе пустили слезоточивый газ, который попал даже на трибуну, где сидели Мугабе и принц Чарльз.
Учитывая, что вход на концерт в честь независимости Зимбабве был платным, Марли устроил еще один концерт на следующий день — и вход на него был свободным.
В фильме немало говорится о благотворительности, которой так много времени уделял музыкант, а также о самом Марли и его отношении к жизни. «Мне хотелось показать его как человека. Почему он был таким? Как так получилось? Нельзя полностью понять его музыкальный талант, его философию, но теперь я слушаю его музыку иначе, — говорит Кевин МакДональд. — Кажется, нам удалось задуманное».
Пресс-конференция МакДональда пришлась на день, когда стало известно о трагической смерти Уитни Хьюстон. Режиссера спросили, не хотел бы он снять фильм о певице. «Я уверен, что о ней будет многое снято, — ответил Кевин. — Но лично мне бы не хотелось. У нее очень грустная история в отличие от Боба». Может быть, он хочет снять художественный фильм о Марли? На этот вопрос ответил сын певца Рохан: «Мы в семье не против этого, но невозможно найти актера, который смог бы сыграть отца. Скорее даже не сыграть, а прожить его жизнь в кадре».
Прокат «Марли» в США начнется 20 апреля. Тем временем Кевин МакДональд в начале февраля посетил Москву, собирая информацию для очередного проекта. Режиссер не рассказал подробности, но сообщил, что в мае-июне этого года приступит к съемкам фильма «Как я теперь живу».
|