В этот день, 11 ноября, имели место различные исторические события. Одно из важнейших произошло в 1837 году... 11 ноября 1837 года открылась первая в России (и шестая в мире) железная дорога общего пользования, которая связала Санкт-Петербург с Царским Селом и имела длину 27 км. Подробнее: Как писала газета "Ведомости", "была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу много-много карет" отправится впервые в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург - Царское Село". Управлял "огнедышащей машиной" главный строитель дороги Франц (Франтишек) ГЕРСТНЕР - инженер, чех по национальности, которому летом 1835 года удалось получить разрешение на создание акционерного общества для строительства "в виде опыта" линии от Петербурга до Царского Села и Павловска. С этого рейса, длившегося 35 минут, ведут свой отсчет русские железные дороги. Максимальная скорость состава, состоявшего из паровоза "Проворный" и восьми желто-голубых вагонов, достигала 64 км/час. И это при мощности 40 лошадиных сил! Тогда в русский язык вошли и новые слова. Главное, конечно, "паровоз" - для отличия от водяных пароходов. Ведь до этого наряду с названием "локомотив" употребляли слова "пароходные повозки" или "сухопутные пароходы". Не сразу появилось и слово "рельсы" - их звали грифами, брусьями, дорожками, полосам╩, колесопроводами и даже шинами. Изменилось и значение слова "вокзал". Прежде оно означало увеселительное заведение, а теперь перешло на станционное здание. Хотя самый первый в Павловске и строился-то именно как концертный зал и ресторан. Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов стал сам Герстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошёл от перрона. Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село. Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут и таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского села и обратно ездили все желающие. Данное событие отражено в следующих фильмах: Чокнутые Год: 1991 Страна: СССР Слоган: - Режиссер: Алла Сурикова Описание: Первая в России `чугунка` — железная дорога от Петербурга до Царского Села — была построена по инициативе австрийского инженера Герстнера. История умалчивает о том, какие почти фантастические события сопутствовали этому смелому предприятию. ССЫЛКИ
|