16 апреля 2012 года на канале РОССИЯ 1 Премьера сериала М.У.Р. МУР. 1941 Другое название: Третий фронт Режиссер: Эльёр Ишмухамедов Сценаристы: Наталья Аверина, Одельша Агишев, Римма Ефремова Оператор: Ломер Ахвледиани Композитор: Александр Бакхаус Художник: Валентин Гидулянов Продюсеры: Алексей Кузнецов (II), Евгений Попов (IV) Производство: Студия "Дед Мороз", кинокомпания "Квадрат" Год: 2012 Cерий: 20
Актеры: Михаил Ефремов, Александр Домогаров, Марина Александрова, Иван Стебунов, Игорь Лифанов, Владимир Гостюхин, Тамара Акулова, Михаил Васьков, Елизавета Боярская, Александр Яцко, Игорь Скляр, Юрий Цурило, Михаил Асанкин, Кирилл Болтаев, Елена Морозова, Николай Ефремов (II), Анна Багмет, Сергей Петров (II), Юрий Тарасов, Евгений Зотов, Виктор Косых, Людмила Аринина, Антон Багмет, Елена Баркевич, Виталий Гребенников, Михаил Калинкин, Константин Константинов (II), Виктор Конухин, Анатолий Немов, Кирилл Продолятченко, Денис Сердюков, Константин Чепурин, Сергей Угрюмов, Екатерина Крутикова, Алимжан Тохтахунов, Анатолий Лобоцкий, Борис Галкин, Наталья Гребенкина, Илья Иосифов, Юрий Нифонтов, Валентин Варецкий
Жанр: военный фильм, криминальный фильм
Описание: По произведениям Эдуарда Хруцкого из цикла "ОББ". События разворачиваются в Москве в годы войны. Главный герой Иван Данилов, начальник Отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска, распутывает одно дело за другим, предотвращает спланированные немцами диверсии в прифронтовой столице и ловит бандитов. В центре истории - противостояние начальника отдела МУРа с главарём бандитов. Это история об отважных и бескомпромиссных следователях, которым приходилось защищать Родину в тылу - на "Третьем Московском фронте", где порой было опаснее, чем на полях боевых сражений.
В начале войны в Москву прибывает агент абвера Петр Прилуцкий (Александр Домогаров), он же в прошлом опасный рецидивист по кличке Крук. Немецкое командование поручает Круку дезорганизовать прифронтовую Москву, посеять панику и подорвать веру москвичей в скорую победу.
На фоне общей нестабильности в городе, как никогда раньше, начинают расцветать преступные "малины" и бандитские группировки. По городу ползут зловещие слухи, прокатывается волна массовых грабежей, под угрозой оказывается плановая эвакуация заводов и культурных ценностей.
В борьбу с криминальным миром столицы вступают начальник Отдела по борьбе с бандитизмом майор Иван Данилов (Михаил Ефремов) и его верные соратники: шутник и балагур Степан Полесов (Игорь Лифанов), самоотверженный оперативник Игорь Муравьев (Иван Стебунов), опытный муровец Антон Борисович Шевцов (Владимир Гостюхин) и беспощадная к преступникам Лидия Белова (Тамара Акулова).
ТРЕЙЛЕР
Актерский состав... Детективными сериалами про милицию сегодня никого не удивишь. Война, кажется, тоже уже показана во всех ракурсах и аспектах. А что если скрестить эти темы, приправить мелодраматическим сюжетом и пригласить на роли звезд? Именно таким рецептом решил воспользоваться режиссер Эльер Ишмухамедов при создании нового многосерийного фильма "МУР". Результат зрители канала "Россия" смогут оценить только в следующем году, но кое-какие подробности известны уже сегодня.
Итак, фильм "МУР" расскажет о работе Отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска в годы Великой Отечественной войны. Разгул бандитизма – явление для военных лет типичное. Происки фашистской Германии, активно внедрявшей своих агентов, относительная доступность оружия, общая нестабильность – все это благодатная почва для активизации преступного мира и бандитских группировок. Именно с этими явлениями были призваны бороться сотрудники ОББ МУРа, герои сериала.
Сюжет фильма основан на романах знаменитого писателя Эдуарда Хруцкого: "Комендантский час", "Тревожный август", "Приступить к ликвидации", "Страх" и "Четвертый эшелон". Однако есть и существенное отличие от первоисточника: как отмечают буквально все, с кем нам удалось поговорить о фильме, детективная линия здесь не главное. На первый план выходят личности героев, их характеры, судьбы, страсти, отношения. Вот что говорит по этому поводу режиссер Эльер Ишмухамедов: "Мне предложили два очень милых, чудных, славных продюсера Кузнецов и Попов эту тему. Я прочитал романы Хруцкого – такие советские романы, ничего особенного. Предложенный сценарий мне вообще не понравился. Потом они своей настырностью, своим обаянием как-то мне понравились. И я пригласил Агишева [Одельша Агишев – сценарист фильма "МУР". Прим. ред.], Агишев - своих учеников… Вот так и закрутилось: коллективные разговоры, беседы привели к созданию нескольких новых сценариев, отличных от романов Хруцкого. Если в романах Хруцкого на первом плане был событийный ряд, детективная хроника, то в нашей интерпретации на первый план выходит человеческий фактор, люди: чем они живут, какая у них личная жизнь".
Фильм разделен на пять блоков, каждый блок – один военный год и одна криминальная история, которую расследуют муровцы. При этом линии главных героев проходят через все пять блоков.
Центральная детективная линия построена на противостоянии начальника ОББ Данилова и его заклятого врага Прилуцкого, которых играют Михаил Ефремов и Александр Домогаров соответственно. История эта закручивается задолго до начала действия фильма, еще в 20-е годы, и проходит через весь фильм. Все пять отдельных историй так или иначе связаны с этой центральной линией и с личностью Прилуцкого.
До сих пор Домогаров играл преимущественно роли положительных героев, тем и прославился (в особенности у женской аудитории). Приглашение его на роль главного злодея – ход, конечно, нестандартный, но, кажется, весьма удачный. Думается, что тут он рискует снискать себе еще большую славу: обаяние зла в союзе с обаянием Домогарова должно дать сильный эффект. Тем более что, по уверению режиссера, отрицательные герои будут раскрашены не одной только черной краской.
Эльер Ишмухамедов: "Мы хотим понять и отрицательных персонажей, рассматриваем их не так, как раньше рассматривали: если отрицательный, то мазать грязью. Мы пытаемся найти в них что-то человеческое, чтобы зритель сам потом понял, как, почему это произошло. Мы относимся с пониманием, не так идеологично, не так тенденциозно, как раньше у нас было: если враг - он должен сидеть в тюрьме. Здесь без категоричности. Разные люди, разные характеры".
Противовес Прилуцкому-Домогарову – следователь Данилов в исполнении Михаила Ефремова. Переживать за успех этого образа тоже не приходится – талант и харизма Ефремова делают свое дело всегда безупречно: любой герой в его исполнении становится объемным и ярким. По задумке авторов, Данилов не просто положительный герой. Он сложен и значим. Сегодня – никто не будет с этим спорить – нам не хватает героев, настоящих людей, достойных примеров для подражания. В век фаст-фуда и быстрых темпов и героев нам подают соответствующих – "быстрорастворимых", причем растворяются они в нашем сознании без следа. И это в лучшем случае. Под разными соусами хорошо идут и другие "герои нашего времени" - беспринципные циники, у которых главная ценность – ловкость рук и чтобы все было "шито-крыто". Данилов – герой совсем другого порядка, носитель полузабытых уже ценностей, честный, бескомпромиссный, мужественный. Живя в сложном времени, в сложных обстоятельствах, он, интеллигентный, образованный, вынужден уживаться с окружающей его грязью и сохранять при этом лицо. Ни это время, ни обстоятельства не ломают его характер, его нравственный стержень.
Татьяна Лаврентьева (редактор проекта): "Авторы четко ставили себе задачу именно показать характер настоящего мужчины, настоящего героя. Не хватает этого. Это было самое важное – показать не лубочного героя, который бегает с красным знаменем, а Человека. Да, у него есть какие-то свои минусы, да, он где-то ошибается, да, может быть, ему трудно принимать какие-то решения – ну так за этим же и интересно следить! Как человек делает свое дело, несмотря на дикое количество препятствий".
Другие ключевые роли в фильме исполняют не менее именитые актеры: Елизавета Боярская, Иван Стебунов, Марина Александрова, Игорь Скляр, Владимир Гостюхин, Игорь Лифанов. Такой убедительный актерский состав не оставляет сомнений – кино должно получиться качественное. Тем более что взялась за его реализацию студия "Дед Мороз" во главе с продюсерами Евгением Поповым и Алексеем Кузнецовым, которые уже подарили нам фильмы "Ликвидация" и "Исаев". Это ли не залог успеха?
Отдельно стоит сказать и о режиссере, Эльере Ишмухамедове. В советские годы он снимал тонкое, лиричное кино ("Нежность", "Влюбленные", "Птицы наших надежд", "Какие наши годы!", "Прощай, зелень лета…"), 90-е стали для него временем затишья, а в 2000-е – новый подъем (фильмы "Наследницы", "Ангел на дорогах", "Невеста" и др.)
Все последние фильмы режиссера ("Свет мой", "О тебе", "Катя", "Дольше века") – о военном времени. Причем в центре – истории простых людей, в чью мирную, спокойную жизнь неумолимо врывается война. Так что режиссер уже основательно поднаторел в военной тематике. Хотя "МУР" жанрово все-таки несколько отличается от предыдущих работ режиссера, здесь присутствует характерная для всех его фильмов черта: внимание к человеку, психологизм. Схематичность, условность персонажей, свойственная детективам – не про эту картину.
Эльер Ишмухамедов: "Там у всех героев биографии прочерчены, это персонажи с человеческим лицом. Тут экшен идет на второй план, на первый план выходят психологические моменты, обрисовка. Я думал, а стоит ли делать? Вот так придете домой, включите телевизор – и везде выскакивают детективы, везде кто-то кого-то ловит, в кого-то стреляет, кого-то допрашивает. Но это смотреть скучно, неинтересно, мне кажется. Поэтому сам процесс расследования, поиска – он у нас идет на второй план. На первом плане люди: а кто расследует, а кто догоняет, а как он выглядит, а что у него в глазах, а что у него в личной жизни – что он за человек? Надежда только на это. Если нам это удастся, то я надеюсь, что зритель скажет, что эта картина несколько выделяется".
Но то, что картина выделяется, можно с уверенностью сказать уже сейчас. Выделяется она хотя бы стремлением авторов сделать кино непохожее, несколько сложнее запросов непритязательной массовой аудитории, не просто развлечение на вечер, а вдумчивое, с идеей, со смыслом. А профессионализм проверенной не раз команды проекта и актерского состава дает нам не самые призрачные надежды на успешную реализацию задуманного.
Интересные факты... По сравнению с романами Эдуарда Хруцкого многосерийный художественный фильм Эльера Ишмухамедова существенно отличается от первоисточников. "Из семи произведений Эдуарда Хруцкого из цикла ОББ мы сразу же решили взять самую драматичную и захватывающую середину - пять повестей о пяти годах войны. Дело в том, что в повестях Хруцкого замечательная детективная фабула, но личная жизнь интересующих нас героев упомянута лишь вскользь. Для такого масштабного многосерийного фильма, зрители просто обязаны знать в деталях, что творится за пределами кабинетов МУРа и чем живут его герои помимо службы. Именно поэтому для этой работы мы пригласили в помощь главному сценаристу Ольшу Агишеву двух опытных драматургов-женщин, чтобы они включились в создание чрезвычайно драматичной мелодраматической линии картины", - рассказывает продюсер сериала Евгений Попов. В итоге из романов Хруцкого были взяты только расследуемые дела. А вся личная жизнь Ивана Данилова - история его взаимоотношений с женой, сыном и Полиной Майской, невероятно драматичная линия супругов Муравьевых - Инны (Елизавета Боярская) и Игоря (Иван Стебунов), так же, как и криминальная интрига с участием Крука, были придуманы сценаристами от начала и до конца. "Эти нововведения усилили и украсили сериал, сделали его человечным и превратили крепкий детектив в неординарную драму человеческих отношений на фоне войны", - продолжает Евгений Попов. Масштабные съемки проходили в Москве, в Подмосковье, Ярославле, Серпухове, Бахчисарае, Балаклаве, Феодосии и Коктебеле. Наиболее красочными и колоритными объектами съемок стали скальный массив Мангуп в окрестностях Бахчисарая и плато Узун-Сырт горы Клементьева, где снимали сцены теракта на аэродроме, угон самолета и побег немецкого диверсанта Крука за границу. Сцену массовых беспорядков в Москве создатели снимали в настоящем памятнике архитектуры XVII века - Крутицком Патриаршем подворье. Для того чтобы во всех деталях воссоздать атмосферу и антураж тыловой Москвы 40-х годов, съемочная группа отправилась в Ярославль. "В этом городе до сих пор сохранились нетронутыми и неподверженными реконструкции здания и целые улицы, буквально списанные с московских ретрофотографий того периода. И даже несмотря на это, каждый объект приходилось дополнительно декорировать: вывески магазинов, листовки и плакаты, противотанковые ежи, мешки с опилками, артиллерийские расчеты, шлагбаумы, светомаскировка окон и бумажные оконные кресты как символы того времени сопровождали все натурные съемки. Несколько важных эпизодов картины снималось на старой, сохранившейся с тех времен голубятне," - рассказывает Евгений Попов. Несколько сцен фильма снималось на натурной площадке Мосфильма "Старая Москва". Но для создания полной исторической достоверности художником-постановщиком и настоящим классиком советского кино Валентином Гидуляновым, известным зрителям по таким культовым фильмам, как "Место встречи изменить нельзя", "Десять негритят", "Дежа вю" и "Ворошиловский стрелок", в павильонах Мосфильма были возведены замечательные декорации. Фойе и все внутренние помещения МУРа: кабинеты, тир, актовый зал, коридоры, изолятор временного содержания с камерами, кабинеты допросов, квартира Данилова и Муравьевых, все продуктовые магазины, ювелирный магазин, склады, рестораны - необыкновенно точно передают не только стиль, но и дух эпохи военных лет. "Сложно подсчитать количество реквизита и игрового ретротранспорта, которое было задействовано в картине. Для съемки прохода штрафбата Муравьева по предгорьям Судет в Чехии было воссоздано и подготовлено около 30 единиц фонового подбитого и искореженного автотранспорта, танков, артиллерийских орудий и пр. Причем использовалась настоящая техника: легковые и грузовые автомобили, немецкие мотоциклы, ретропоезд и теплоход. Для эпизода угона самолета Прилуцким в финальной серии Валентином Гидуляновым был изготовлен макет ретросамолета в натуральную величину с работающим пропеллером, подкрылками, шасси. А также специальный массивный механический тренажер, на который водружался сам макет самолета, который поворачивался вокруг своей оси, поднимал и опускал крылья, создавая таким образом полное ощущение полета и парения самолета. Все головокружительные съемки в воздухе и фигуры пилотажа снимались и создавались отдельно при помощи планеров и компьютерной графики. Не обошлось, конечно, без трудностей: ретротранспорт с трудом заводился, особенно при сильных морозах", - продолжает продюсер. Съемки длились 8,5 месяцев в тяжелейших условиях аномальной жары и холода, когда в феврале 2010 года мороз доходил до 35 градусов, а в августе столбик термометра достигал отметки 39 градусов, группе даже приходилось работать в ватно-марлевых повязках. Не удивительно, что длительный съемочный период преподносил кинематографистам неожиданные сюрпризы. Самая большая неожиданность случилась на съемках в Крыму, когда после долгого перерыва в съемках актриса Екатерина Галахова, утвержденная на роль сообщницы Прилуцкого, к удивлению режиссера, продюсеров и всей съемочной группы, прилетела на съемки в Крым как минимум на седьмом месяце беременности. И это при том, что по сценарию ее героиня должна была резво носиться верхом на коне по улочкам Бахчисарая, бегать по горам и падать с высоты трехэтажного дома. Всей съемочной группе пришлось спасать положение. Художник по костюмам оперативно изготовила маскирующий беременность наряд для актрисы; второй режиссер (мастер по верховой езде) дублировал актрису на общих планах поездок на лошади; один из постановщиков бережно носил будущую мать на плечах, создавая впечатление верховой езды для крупных планов; а девушка-каскадер профессионально исполнила трюк падения Бероевой с огромной высоты….
|