Художник-постановщик шпионского боевика в интервью «Фильм Про»
5 апреля на экраны выйдет самый ожидаемый российский фильм 2012 года - «Шпион». Действие картины, снятой по роману Бориса Акунина, происходит в СССР в 1940-х годах.
Весна 1941 года. Вся махина Комиссариата Госбезопасности бессильна перед происками лучшего агента абверовской разведки - жестокого и неуловимого Вассера. Спасать мир, как всегда, приходится одиночкам. Один из них – опытный разведчик, другой – мальчишка-боксер. Один – ловелас, другой впервые влюблен. Один – воплощение чести, другой – преданности. Старший майор Октябрьский и лейтенант Дорин - против гения фашистского шпионажа: схватка на фоне большой истории, освещенной заревом грядущей войны.
Интересные факты
"Шпионский роман" был написан Борисом Акуниным в 2005 году в рамках его литературного проекта "Жанры". Главные герои не имеют реальных исторических прототипов, зато находятся в литературном родстве с культовым героем "акунианы" - Эрастом Петровичем Фандориным. Немецкий шпион Вассер принадлежит к семье фон Теофельсов, из которой берет начало род Фандориных. Малая родина советского разведчика Егора Дорина – деревня Дорино, когда-то принадлежавшая Фон Дорнам. А шеф Дорина, Октябрьский, как выясняется по ходу романа, пересекался с Эрастом Петровичем в период Гражданской войны и, возможно, даже был причастен к его смерти.
В "Шпионском романе", как и в книгах об Эрасте Фандорине, Акунин выдвигает свою собственную, оригинальную и абсолютно неожиданную версию развития хрестоматийно известных исторических событий. На этот раз речь идет об обстоятельствах начала Великой Отечественной войны. Вопрос о том, знал ли Сталин о планах Гитлера или не знал, до сих пор остается одним из самых мучительных - и не только для историков. "Шпионский роман" повествует об успешной операции Абвера по дезинформации советского руководства о сроках начала войны. Версия Акунина в деталях своих, разумеется, чистая беллетристика, но автор предлагает читателю самому определить "точки обмана". ("Аргументы и факты")
"Нашей идеей было сделать совершенно современный по стилю фильм, не искажая литературную основу. В этой картине ярко выраженный приключенческий, динамичный, очень остро развивающийся сюжет и абсолютно современный язык - как изобразительный, так и актерский", - говорит продюсер Сергей Шумаков. ("Бюллетень Кинопрокатчика")
"Киношные декорации "Шпиона" сильно отличаются от того, что было в реальности. Дверь в кабинете Октябрьского мало того, что автоматически раздвигается перед входящим, так еще и выполнена в форме пятиконечной красной звезды. Над Москвой 1941 года будут курсировать футуристические дирижабли, а вместо Храма Христа Спасителя будет возвышаться гигантское здание Дворца Советов, которое в реальности так и не было построено", - утверждает "Комсомольская правда".
"У режиссера-дебютанта Леши Андрианова, ученика Хотиненко, - свой концепт. Он преподносит "Шпионский роман" как русский комикс, основанный на символах, образах, легендах советской эпохи. А поскольку всю эту символику - все эти фотографии, плакаты, все неосуществленные и осуществленные архитектурные проекты - делали люди талантливые, возникает мощнейший образ. И он будет существовать у нас с таким фантастическим уклоном", - поясняет Федор Бондарчук ("Известия").
В фильме показано альтернативное прошлое, в основе сюжета - несуществующие исторические события. Создатели решили показать, какой была бы Москва, если бы сталинский Генеральный план строительства всё-таки осуществился. Художник-постановщик Виктор Петров рассказал нам об особенностях визуального оформления картины и показал эскизы альтернативной Москвы прошлого.
Нина Хваляева
Расскажите, в чём смысл создания такой альтернативной реальности в картине «Шпион»
Виктор Петров
Это фантазийное кино, фильм-утопия, фильм-мечта. Шпионский роман, в основу которого легло несуществующее покушение на Сталина. В фильме отражено много подобных нереальных исторических событий.
Нина Хваляева
А созданный нереальный город — это просто фон, на котором разворачиваются действия или у него тоже — своя роль в фильме?
Виктор Петров
Сталинские планы реконструкции Москвы начались ещё в 30-е годы. Наш город — некая идеальная реконструкция того, что могло быть, если бы не случилась Вторая Мировая война. Поэтому мы воссоздаём мир и окружающее пространство для наших героев.
Нина Хваляева
А какие конкретно новые здания были вами разработаны и добавлены?
Виктор Петров
Стержневое, главное здание — Дворец Советов. Это символ эпохи. Ещё не имея окончательного эскиза высотки и конкретных частей архитектуры, мы уже сняли некоторые эпизоды внизу здания. Для этого идеально подошёл Минский оперный театр, который был построен ещё до войны. Он очень похож по форме и по архитектуре. А остальные здания, в основном, дорисованы в дополнение к тому, что уже существует. К примеру, Библиотека им. Ленина у нас — намного выше. Это всё компьютерная графика, нынешние технологии позволяют создать этот мир, утопию. Непривычно смотреть на эти здания по-новому, но этим и интересен фильм.
Нина Хваляева
А чьи проекты вы брали за основу?
Виктор Петров
Это компиляция как реализованных, так и не осуществлённых архитектурных проектов Бориса Иофана, Ивана Жолтовского, Константина Мельникова, Ивана Леонидова, Григория Бархина и других. Это был золотой век советской архитектуры — неоклассической сталинской эстетики, определившей на годы вперед развитие всей послевоенной архитектуры в СССР.
Нина Хваляева
Судя по эскизам, в фильме будут дирижабли?
Виктор Петров
Да, дирижабли нужны были для масштаба, а также, чтобы передать дух времени. Дело в том, что техника к 40-му году была именно такая. Есть эпизод, где перед окнами Дворца Советов Сталин стоит, как изваяние, а на фоне пролетал дирижабль — это сделано было для того, чтобы зритель почувствовал высоту. Если взять проекты Дворца Советов, там на уровне памятника Ленина 100-метровой высоты летят самолёты, проплывают облака. Вся советская архитектура была устремлена на современные тенденции, а им соответствовала на тот момент, конечно, американская архитектура. Генеральный план строительства делался на основе американских технологий, лучших в то время.
Нина Хваляева
Кстати, а метро ведь тоже начали строить в 30-х годах, а в "Шпионе” мы спустимся в метро?
Виктор Петров
Метро как такового у нас нет. Хотя был такой соблазн, но это слишком просто, и до нас уже было в разных фильмах, к примеру, «Киномеханик» Кончаловского. Тогда, действительно, уже существовала Красносельская ветка, но это реализованный проект. А нас интересует мечта, то, что могло быть, но никогда не было. Мне сама идея показалась очень увлекательной. Такого я ещё не делал.
Нина Хваляева
Что было самое сложное в работе над «Шпионом»?
Виктор Петров
Кино — это коллективная работа, которая предполагает вовлечённость многих. С режиссёром Алексеем Андриановом работалось просто замечательно, чудо как хорошо! Но трудно было, потому что Лёша иногда ставил невыполнимые задачи. Он говорил: «А хорошо бы сейчас иметь вот это». Я отвечаю: «Хорошо, если бы ты это хотя бы вчера сказал». Кино всегда требует подготовки. Экономически всё не так просто: есть бюджет, необходимо уложиться в жёсткий график. Часто концовка снимается раньше начала. К примеру, у нас есть эпизод, где герой томится в бункере, потом выбирается оттуда немыслимыми ходами, канализационными люками, шахтными коридорами, весь грязный, мокрый и в синяках. А после этого должен сниматься эпизод, где он цел и невредим.
Снимая «Шпиона», мы думали, что нарушаем некие правила и переступаем черту, за которую нельзя переступать — показываем то, чего на самом деле не было. В «Шпионе» есть более глубокие, серьёзные вещи — нравственные проблемы. Кому-то интересен антураж комиксов американского кино, которым уже все сыты по горло. Их просто распирает от технологических возможностей! Сейчас всё переводят в 3D: «Титаник», «Звёздные войны». Я ещё мальчишкой в 50-е годы смотрел стереокино, то, что у нас теперь называется 3D, не удивляйтесь! В здании гостиницы «Москва», показывали стереокино, где все смотрели в этих очках.